Село Татаурово: вклад в Победу

 

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА

Село Татаурово Прибайкальского района расположено на Транссибирской железнодорожной магистрали, на левом берегу Селенги, в 38 километрах от Улан-Удэ и в 18 километрах от районного центра – села Турунтаево. Через село проходит автодорога федерального значения Иркутск-Чита. Связь с районным центром осуществляется через паромную переправу на реке Селенге, а с городом Улан-Удэ и другими населенными пунктами левобережья – по железной и автомобильной дороге. Сейчас Татаурово насчитывает 726 дворов с населением в 2114 человек (на 1 января 2005 года).

Село Татаурово было основано в 1899 году. Изначально оно находилось на территории Таловского сельского общества Троицкой волости Верхнеудинского уезда Иркутской губернии.

Есть несколько версий о происхождении названия села, которые известны местным жителям. По одной из них, оно произошло от бурятского «татуур», что в переводе означает «заводь» или «затон». По другой – название села произошло от фамилии богатого купца Татаурова, некогда останавливавшегося проездом в основывающемся селе и пожертвовавшего немалую сумму денег на его дальнейшее строительство и развитие.

Решающее значение в выборе места для строительства станции сыграло наличие поблизости огромных запасов древесины в бассейне реки Итанца и прохождение здесь Старо-московского тракта. Центр сельского общества находился в деревне Поповичи (на полных топографических картах съемки 1890-х годов деревня так и называется Поповичи. Позже стала называться Поповкой. Последние жители переселились отсюда в Татаурово в 30-х годах ХХ века).

В сельском обществе избирались староста и один-два десятских, нанимался писарь. Все возникающие вопросы и обстоятельства решались на сходках, собираемых обычно в вечернее время.

До начала застройки, можно сказать, на пустыре находилась почтовая станция из двух домов и кордон-дома для отдыха арестантов, которые направлялись работать на рудниках.

Из села Татаурово начинался тракт в Баргузин и далее на север, на золотые прииски. Большие нетронутые запасы древесины в пойме реки Итанца, недалеко от ст. Татаурово и проходящий через Татаурово Старо-Московский тракт обусловили строительство железнодорожной станции именно в этом месте. С началом строительства железнодорожной станции началось переселение жителей из деревни Поповичи (в двух километрах западнее) и из села Ильинка в Татаурово. К 1920 году в селе было 20 дворов, 6 железнодорожных казарм и действующая железнодорожная станция.

Позже, с введением новой экономической политики, через Татаурово увеличился поток пассажиров, едущих на курорт Горячинск, на Баргузинские золотые прииски.

С открытием регулярного железнодорожного движения площадь между станцией и Старо-Московским трактом от восточной до западной водокачек была завалена древесиной, заготавливаемой в бассейне речки Итанца и сплавляемой по ней же до Устья (ныне с. Острог). Потом, в зимнее время древесина перевозилась на лошадях в Татаурово, где частично разделывалась на шпалы и распиливалась на дрова. Дрова загружались на грузовые платформы, и паровозы отправлялись по назначению. Таким образом, в Татаурове в то время была крупная (по тем временам и масштабам) лесоперевалочная и лесоперерабатывающая база. С пуском Ильинского лесозавода отгрузка леса через Татаурово прекратилась. Длительное время через Татаурово отгружался и заготовленный в здешней тайге корень бадан, который использовался как дубитель для кожевенной промышленности. В Татаурове еще до революции выжигали известь, и в 30-е годы она подавалась на строительство Улан-Удэнского паровозовагоноремонтного завода.

Школ до революции было только две на восемь деревень (от Старого Татаурово до Мостовки). Детей учили политические ссыльные, помещений для школ не было. Учащиеся переходили в порядке очередности в избы, в таком же порядке квартировал и питался учитель. Стены и потолки были некрашеные и мылись раз в год, весной, обычно к Пасхе. Пол мыли несколько раз в году, засыпали чистым прокаленным и провеянным на ветру песком. В своих огородах выращивали только капусту, горох, морковь и кое у кого огурцы. Помидоры в Татаурове стали сажать лишь в конце 30-х годов, мясо было не во всех домах.

К большим религиозным праздникам татауровцы закупали фунтами сахар, коровье масло, белую муку. В масленицу у среднего жителя на столе были: рыбный омулевый пирог, домашнее печенье, холодная отварная рыба, ваза с сахаром. Одевались жители очень скромно. Если у молодого парня имелись выходные хлопчатобумажная рубашка, брюки из грубошерстяного сукна и хромовые сапоги, то он считался хорошо одетым. В каждом доме была посуда из дерева, вода хранилась в 10-ведерных кадушках, от колодца ее носили на плечах с помощью коромысла в 4-5-ведерных ушатах. Клеенка нас тол настилалась в большие праздники, в остальное время стол чисто мылся и скоблился ножом до желтизны. Рабочий день у крестьянина начинался  с восходом солнца и оканчивался с закатом, с перерывом на обед и паужин.

К 1917 году в Татаурове имелся 21 двор сельских жителей, 6 железнодорожных казарм да несколько домов у горы, против вокзала. Были торговая лавка, почтовое отделение, пивная. Позднее, по решению Центросибири была открыта общеобразовательная школа (1918 г.).

Весьма насыщенными, бурными, быстро сменяющими друг друга были годы революции и гражданской войны. Татаурово, с его железнодорожной станцией, и трактом на Баргузин, являлось в ту пору оживленным перекрестком, на котором перехлестывались интересы противоборствующих сторон. В 1918-1920 годах, как известно, на территории Забайкалья находились и американские, и японские, и семеновские, и колчаковские военные формирования, По железной дороге из центра России эвакуировался домой (через Владивосток) корпус бывших военнопленных чехов, который, по мере продвижения, также принимал участие в событиях гражданской войны.

В июле 1919 года белочехи и белогвардейцы заняли иркутск. Сибирское советское правительство (Центросибирь) эвакуировалось в Верхнеудинск. Отряды Красной гвардии Центросибири на некоторое время задержали продвижение противника по железной дороге, не имея крепкого тыла, потерпели поражение около станции Посольской и вынуждены были отступить в Верхнеудинск. Отсюда дальше отступать было некуда – на востоке, в Чите, была хорошо вооруженная армия атамана Семенова. Остатки разгромленной Красной армии группами ушли в леса и начали вести партизанскую войну.

В 1919 году на станции татаурово были белочехи, ими производились групповые и одиночные расстрелы борцов за советскую власть. Групповые расстрелы производились в полукилометре восточнее станции, на опушке леса, в так называемой «Никифоровской падушке».  По Забайкалськой железной дороге, с целью уничтожения партизан, патрулировали два семеновских бронепоезда – «Мститель» и «Беспощадный». Их команды занимались и поимкой дезертиров из семеновской армии, дислоцированной на станции Дивизионная. Однажды бронепоезд внезапно остановился напротив села Ильинка и высаженный десант оцепил село. НЕ успевших скрыться дезертиров – молодых Ильинских парней спрятал в подвалах священник Илья Корнаков. Пока солдаты из броневика рыскали по селу, священник пригласил офицеров отобедать у него дома. Так и не удалось семеновцам расправиться с дезертирами, которые потом пополняли партизанские отряды.

Кровавый разгул семеновцев, насилие японских интервентов вызвали яростное сопротивление населения. В конце 1919 года группой жителей ст.Татаурово была обезоружена семеновская полиция, которую с помощью телеграфиста железнодорожной станции А.М.Козака захватили без единого выстрела. У белогвардейцев было изъято 40 винтовок, 250-300 патронов и несколько штыков. Сформировали партизанский отряд под командованием А.А,Попова, его помощником стал А.Н.Попов. В отряд входили жители сел Татаурово и Поповичи. После этого семеновские броневики, опасаясь нападенья, стали реже останавливаться на ст.Татаурово.

В 1918-1919 годах в Татаурове находилась и американская команда. Свое присутствие военнослужащие команды объясняли «обеспечением порядка и законности на железной дороге». Начальником команды был американский офицер, остальные солдаты были наемниками. По рассказам очевидцев, это были уехавшие в Америку эмигранты – украинцы и белорусы. Штаб полка заокеанских блюстителей порядка находился в Верхнеудинске. Старожилы вспоминают такой эпизод. Семеновцы из бронепоезда «Мститель» выпороли двух американских солдат в Верхнеудинске и отбыли в сторону станции Мысовая. Американцы снарядили отряд с легкими пушками, пулеметами и спецпоездом прибыли  в Татаурово. Железнодорожный путь они за собой разобрали, возвращавшийся бронепоезд семеновцев был задержан и сдался без боя.

В Татаурове некоторое время находились и японские военнослужащие, которые вели топографические съемки даже в зимний период. По предположениям жителей, Татаурово тогда было важным военно-стратегическим пунктом для достижения целей интервенции. А вполне возможно, японцы готовились к будущим войнам, успевая сделать для себя подробные карты, которые невозможно изготовить в других условиях – когда еще судьба подарит им такую возможность?!

Такие противоречивые события происходили в Татаурове в те далекие годы начала ХХ века. Этот период характерен разгаром партизанской борьбы. Из разрозненных партизанских отрядов был сформирован Забайкальский фронт под командованием С.Лазо, который активно действовал до прихода регулярных частей Красной Армии.

В начале 20-х годов через село проходили части конного корпуса белогвардейского генерала Каппеля, отступавшие под ударами Красной армии с запада. В Татаурове они останавливались ненадолго – запастись продовольствием, фуражом для лошадей. С приходом каппелевцев партизанский отряд во главе с помощником командира А.Н.Поповым ушел в урочище Каштак, где были бараки золотоискателей.

По железной дороге мимо станции Татаурово в эшелонах перевозились белогвардейские и японские воинские части. Иногда составы останавливались. В эшелонах везли также арестованных красноармейцев. В один из летних дней 1918 года остановился товарный состав, и из вагона были выведены 7 человек, в их числе было несколько мадьяр (венгров). Особое внимание привлекал юноша лет 17. Их вывели на возвышенность, туда, где находится сейчас дом Распопиных, поставили лицом к горе и расстреляли. Юноша был ранен. Он очень просил офицера, командовавшего расстрелом, сохранить ему жизнь. Комендант поезда, увидев. Что офицер и юноша разговаривают, соскочил с поезда и несколькими выстрелами добил юношу. Недалеко от места расстрела находились ямы, туда сбросили трупы и закопали. С приходом советской власти их выкопали, сложили в два больших ящика по 4 человека – восьмым был милиционер со ст. Селенга, который был расстрелян возле восточной водокачки. В том же году погибшим был поставлен памятник.

В марте 1920 года Верхнеудинск заняли регулярные части Красной армии. Установилась советская власть. В Татаурове был создан ревком, позднее преобразованный в сельсовет. Первым председателем был Степан Калинович Старков, вторым – Александр Феоктистович Попов.

После гражданской войны население по-прежнему занималось единоличным хозяйством.

В 30-х годах началась коллективизация сельского хозяйства. Народ стал вступать в колхозы. Промышленных предприятий в селе не было. Первым председателем колхоза стал Петрован Кириков. Сеяли ячмень, ярицу, пшено, овес, сажали картофель. Дома. Которые оставались в Поповке, мешали колхозу в обработке земли, и колхоз предложил перенести их в Татаурово. Последние дома были перенесены в 1940 году. Колхоз был назван «Первомайский».

В 1937 оду был сдан в эксплуатацию построенный металлический мост через реку Селенга и открыто двухпутейное движение поездов на перегоне Мостовой-Татаурово.

В начале 30-х годов в Татаурове, в довольно короткий срок было организовано транспортное управление «Союззолото», которое сыграло большую роль в развитии села, как в экономическом отношении, так и в росте численности населения. Были построены большие конторы, общежития для возчиков, пекарни, столовая, магазины, прирельсовые склады, конюшни для лошадей. Но в 1937 году предприятие «Союззолото» было переведено в с.Романовка Еравнинского района. А в освободившихся помещениях этого предприятия была организована школа механизаторских кадров. Позднее преобразованная в СПТУ-28, теперь протфтехучилище №28.  Часть строений «Союззолота» была использована под организованную в те годы Итанцинскую МТС. Прирельсовые склады были заняты Усть_Баргузинским рыбокомбинатом для отгрузки рыбной продукции и под товары «Леспродторга».

 

В ГОДЫ ВОЙНЫ

 

22 июня1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Для татауровцев, как и для миллионов советских людей кончилась мирная жизнь. Мужчины уходили на фронт; женщины, старики семьями работали на полях, на железной дороге. Афанасия Захаровна Черепанова, вдова фронтовика, колхозница, вспоминает: «Отношения людей были чистосердечные, люди были честными, трудолюбивыми, отличались дисциплиной, слов на ветер не бросали. Сплоченность и единение – вот что руководило людьми».

 

Участники, ветераны Великой Отечественной войны из с.Татаурово:

 

Агранат Василий Николаевич

Вячин Егор Михайлович

Доценко Семен Трофимович

Колмаков Матвей Иннокентьевич

Молоков Сергей Корнилович

Сокольников Константин Васильевич

Фролов Николай Фаддеевич

Хорько Георгий Васильевич

Насников Иван Прокопьевич

Антонов Анатолий Иванович

Андронов Павле Романович

Белоусов Михаил Степанович

Попов Павле Афанасьевич

Белых Михаил Семенович

Белкин Иван Кузьмич

Воротников Николай Иннокентьевич

Волошков Иван Сергеевич

Веселков Лазарь Петрович

Дорохин Григорий Михайлович

Ефимов Спиридон Григорьевич

Зеленовский Иван Григорьевич

Зеленовский Григорий Филиппович

Коношонкин Григорий Андреевич

Комогоров Яков Яковлевич

Кириков Алексей Николаевич

Касьянов Георгий Евдокимович

Кисляков Александр Георгиевич

Кириллов Георгий Антонович

Каргапольцев Александр Федорович

Кравцов Григорий Павлович

Коновалов Николай Николаевич

Коробов Николай Иванович

Корнейчук Алексей Иванович

Ломтев Николай Иванович

Мишустин Иван данилович

Нелюбин Александр Алексеевич

Орлов Александр Максимович

Пичугин Василий Федорович

Подрезов Георгий Нестерович

Распопин Георгий Николаевич

Рогов Дмитрий Иванович

Самигулин Галим Самигулович

Слугин Петр Емельянович

Тимошенко Татьяна Антоновна

Тимко Сергей Иванович

Угрюмов Иван Алексеевич

Усольцев Антон Андреевич

Филиппов Николай Матвеевич

Хребтов Ефим Иванович

Хмелев Антон Петрович

Чумаков Александр Афанасьевич

Черепанов Александр Васильевич

Шешуков Григорий Павлович

Шорохов Петр Григорьевич

Шипицин Николай Михайлович

Серебренников Александр А.

Яковлев Григорий Петрович

 

Письмо А.Н.Кирикова:

«10.VIII. 1942 г.

Мама, я очень давно не получал писем. Беспокоюсь за вас. Мама, ты, наверное, видишь, как мимо твоих окон проходят эшелоны с моряками. Это едут мои товарищи защищать Родину. Есть предположение – скоро поеду и я. На фронт поеду с большой охотой, так как мое место сейчас там».

 

В годы войны в Забайкальском военном округе формировались части и воинские соединения, отправляемые на фронт. Воины из Татаурова, как и все сибиряки, стойко сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах. Трудными и победными дорогами войны прошли они. Многие награждены орденами и медалями СССР. Многие не вернулись с войны. Жизнь каждого из фронтовиков – страница истории, их боевых и трудовых дел.

Не менее трудно было и в тылу. Работа на железной дороге была особая. Железная дорога находилась на особом военном положении. Рабочие, шлакоуборщицы, путейцы, станционники содержали путь в хорошем состоянии, обеспечивая бесперебойную работу, поддерживали движение эшелонов с грузами и техникой, медикаментами, солдатами и матросами с Тихого океана. Среди тех, кто трудился на железной дороге в те годы, - мастер пути Марк Артамонович Добрынин и его супруга Степанида. Неимоверно тяжелый, изнурительный труд не пугал путейцев-женщин и женщин-трактористок. В селе продолжали работать почта, школа. Общим самоотверженным трудом приближали наши земляки Победу. Вернувшиеся с фронта победители приступили к восстановлению хозяйства.

 

 

 

 
 

Besucherzahler

get married with Russian brides

счетчик посещений

 

Рейтинг@Mail.ru