Программа Прибайкальской районной
библиотеки по краеведению
"Дни краеведа"
на 2006-2010 гг.
Программа Прибайкальской центральной районной библиотеки по краеведению
“Дни краеведа”
на 2006-2010 гг.
Программа разработана в целях воспитания патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории и потребности изучения сегодняшних задач и проблем Прибайкалья, формирования у молодежи комплексной системы знаний об основах краеведения, знакомства ее с краеведческой работой в районе, в Республике Бурятия, в Российской Федерации; воспитания гордости за родной край, уважительного отношения к археологическим, историческим и культурным памятникам Прибайкалья; формирования навыков в создании домашних семейных архивов и бережного отношения к историческим документам и реликвиям.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
I. ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОГО ФОНДА. ЕГО РАСКРЫТИЕ.
1. Детально разработать в тематико-типологическом плане комплектования библиотеки тему “Краеведение”.
2. Изучать издательскую продукцию в Республике Бурятия в целях выявления наиболее ценной краеведческой литературы в наших условиях. Установить прямые контакты с авторами, издательствами и издателями.
3. Более полно использовать благотворительные программы, спонсорские средства и собственные доходы для пополнения краеведческой, справочной и учебной литературы данной направленности.
4. Выявить альтернативные источники комплектования литературой краеведческой направленности. Полнее использовать возможности краеведческих центров школ и библиотек района.
5. Расширить список периодических изданий по краеведению, экологии и смежным проблемам, выписываемых библиотекой. Регулярно составлять библиографические описания краеведческих материалов и статей в республиканской и районной печати.
6. Регулярно пополнять фонды опубликованными и неопубликованными документами органов местного самоуправления по данным проблемам, материалами республиканских органов власти, библиотек, музеев и архивов.
7. Комплектовать фонд аудиовизуальными материалами и электронными базами данных по краеведению.
8. Для привлечения внимания читателей к краеведению и информирования их об имеющихся материалах регулярно оформлять открытые полки и книжные выставки: “Байкал”, “Защитим будущее Байкала”, “Эта земля твоя и моя”, “Надежда зеленого друга”, “Экономика и экология”, «Памятники истории и культуры Прибайкалья», «Наши знаменитые земляки», «Прибайкалье в Интернете». «Прибайкалье в Великой Отечественной войне», «Прибайкалье. Революция и гражданская война» и др.
II. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА.
1. Постоянно совершенствовать справочно-библиографический аппарат краеведческой тематики, который состоит в ЦРБ из соответствующих разделов систематического каталога, систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, картотеки рекомендательных пособий, картотеки персоналий.
- Добиваться более полного раскрытия материалов за счет повторного отражения литературы из других отделов, системы ссылок и отсылок.
- Постоянно держать на контроле своевременное и полное отражение в справочном аппарате региональных и местных материалов по проблемам краеведения, в частности “Решений районного Совета” и “Распоряжений главы районной администрации”, касающихся сегодняшнего дня Прибайкалья и статей в газете «Прибайкалец» по краеведческой тематике, а также статей в республиканской прессе о Прибайкалье.
- В соответствии с планом отредактировать в СБА отделы краеведения.
2. В архиве выполненных справок ввести рубрику: «Краеведение»
- Выполнить предупредительные справки: «Состав, строение и экология почв Прибайкалья», «Геологическое строение и полезные ископаемые Прибайкалья», «Природные ресурсы Прибайкалья», «Нормативные акты экологической тематики, принятые органами местного самоуправления Прибайкальского района», «Проблемы охраны озера Байкал и экология Бурятии».
3. Обеспечить широкую информацию населения о наличии в библиотеке материалов по вопросам краеведения
- В ежемесячном информационном бюллетене «Новые поступления» выделить раздел «Краеведение» и активизировать пользование им во всех библиотеках системы.
При проведении в библиотеках ежеквартальных Дней информации краеведческие материалы выделять в особый раздел
Совместно с районным отделом по экологии и охране окружающей среды провести тематический День информации: “Экологические проблемы Прибайкалья”.
В соответствии с выявленными потребностями и запросами проводить коллективную и индивидуальную информацию по данной теме среди различных групп населения и планы чтения для молодежи; организовать “День краеведа” для представителей районных природоохранных, архивных организаций, библиотекарей и преподавателей школ.
II. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Выделить следующие группы пользователей:
1. Старшеклассники средних школ.
2. Специалисты предприятий и организаций, занятые в сфере охраны природы.
3. Преподаватели соответствующих дисциплин школ, гимназий и средних учебных заведений; сотрудники дома детского творчества, школы искусств, детских библиотек.
4. Актив, участвующий в краеведческом и экологическом просвещении населения, члены экологических и краеведческих клубов.
5. Энтузиасты-краеведы, авторы статей и книг по краеведческой тематике.
6. Работающая молодежь.
Выявить в каждой группе потребности в экологической информации посредством опросов, анкетирования, анализа читательских формуляров. В соответствии с выявленными потребностями вести информационную и массовую работу.
III. МАССОВАЯ РАБОТА:
1. Литературно-музыкальный вечер: “Славное море” (Природа Прибайкалья в музыкальных произведениях).
2. Круглый стол: “Экологические проблемы Прибайкалья, или Лес и байкальская вода – наше главное богатство”.
3. Тематические мероприятия:
- “Помогите им выжить” (По страницам Красной книги Бурятии) – тематический урок,
- “Рыбные богатства Прибайкалья: браконьеры или экология – чей вред опаснее? ” (Рыболовство, история и современность)
- “Это земля твоя и моя”.
- «Экспонаты из амбара: что можно найти в своем доме для районного музея».
- «Люди прибайкальских селений». - «Прибайкалье в Великой Отечественной войне».
- «Книги о Прибайкалье».
- «Неизвестные страницы истории Прибайкалья».
- «Исчезнувшие сёла – сколько их?». - «Знаменитые прибайкальцы».
- «Наши краеведы».
- «Черемшанка вчера и сегодня: лучший российский кварцит родом из Прибайкалья».
- «Памятники истории и культуры района».
- «Домашние семейные архивы: живая история». - «Районная газета: краеведение – главная тема».
- «Из истории сел Прибайкалья». - «Археологические памятники Прибайкалья».
- «Из истории предприятий Прибайкалья: пока живы свидетели свершений».
4. Спор-час: “Чистота планеты - чистота души”
5. Неделя экологических знаний. Примерный план:
- Открытый просмотр литературы “Потомкам – чистый Байкал”.
- Обзоры литературы: “Из истории Прибайкалья”, “Байкал”, “В защиту редких и охраняемых растений и животных”, “Заповедники нашего края”, “Памятники истории и культуры”.
- Круглый стол: “Краеведение и создание районного музея: проблемы и решения”.
- Театрализованный вечер: “Начиналось все с острога”.
- Колесо истории.
- Деловая игра: “Природа в твоей жизни”.
IV. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ, СО ШКОЛАМИ
Всю работу по краеведению вести совместно с:
• отделом культуры района;
• комитетом по охране окружающей среды района;
• управлением образования района;
• редакциями районной газеты и газеты «Вестник Прибайкалья»;
• домом детского творчества;
• районным архивом;
• отделом по делам молодежи районной администрации.
V. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В РАЙОНЕ
1. Библиотека и краеведение, библиотека и патриотическое воспитание молодежи и подростков. (Консультация для школьных библиотекарей и библиотекарей детских библиотек, учителей района).
2. Методическое совещание по изучению проблем краеведения. Домашнее задание: Провести анализ фонда литературы краеведческой тематики с целью активизации ее использования. На семинарах и совещаниях библиотечных работников осветить следующие темы:
3. Планирование краеведческой деятельности библиотек-филиалов (Консультация).
4. Семейные архивы: формирование и содержание.
5. Основные массивы и отбор литературы краеведческой тематики для составления библиографических списков, планов чтения и тематических картотек
(Консультация).
6. Деловая игра: “Прибайкалье: история и
современность”.
7. История Бурятии и Прибайкалья в современной литературе (Обзор).
8. Изучение читательских интересов по вопросам краеведения. (Консультация)
9. Периодическая печать и краеведение (Консультация).
VI. ПЛАН-ГРАФИК «Дней краеведа» В ЦРБ
(ежеквартально, начиная с 1 кв. 2006 г. и до 4 кв. 2010 г.)
1.2006.
«Люди прибайкальских селений»
2.2006. «Экспонаты из амбара: что можно найти в своем доме для районного музея»
3.2006. “Помогите им выжить” (По страницам Красной книги Бурятии) – тематический урок
4.2006. “Рыбные богатства Прибайкалья: браконьеры или экология – чей вред опаснее?” (Рыболовство, история и современность)
1.2007. «Книги о Прибайкалье»
2.2007. «Неизвестные страницы истории Прибайкалья»
3.2007. «Исчезнувшие сёла – сколько их?»
4.2007. «Знаменитые прибайкальцы»
1.2008. «Наши краеведы»
2.2008. «Черемшанка вчера и сегодня: лучший российский кварцит родом из Прибайкалья»
3.2008. «Памятники истории и культуры района»
4.2008. «Домашние семейные архивы: живая история»
1.2009. «Районная газета: краеведение – главная тема»
2.2009. «Из истории сел Прибайкалья»
3.2009. «Археологические памятники Прибайкалья»
4.2009. «Из истории предприятий Прибайкалья: пока живы свидетели свершений»
1.2010. «Это земля твоя и моя»
«Прибайкалье в Великой Отечественной войне»
2.2010. «Литературная карта Прибайкалья»
3.2010. «Начиналось всё с острога»
4.2010. «Заповедники нашего края»
Краеведение и экология
Ситуация в мире складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. Говоря о мировых экологических проблемах, необходимо обратить внимание на проблемы местного масштаба (экологическая обстановка станции Таловка требует срочного решения следующих проблем: стихийные свалки, захламление берегов рек Селенга и Таловка, выброс огромных количеств сажи котельной ТЗЖБК, вывоз шлака на прилежащие территории).
Поэтому, одним из приоритетных и наиглавнейших направлений работы нашей библиотеки является экологическое просвещение населения. Это складывается из необходимости донести до каждого человека главную мудрость жизни, которая говорит о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на планете Земля.
Необходимость понимания и осознания каждым человеком сложности и серьезности экологических проблем подвигла нашу библиотеку взять на себя важнейшую просветительскую функцию – пропаганду экологических знаний среди населения во взаимодействии с организациями, имеющими отношение к этой проблеме.
За последние годы эта работа в нашей библиотеке значительно структурирована и систематизирована. Начиная с 2001 года, в Таловской библиотеке была составлена программа «Экология и книга». Программа рассчитана на учителей, воспитателей, работников ЖБК. К ее реализации подключилась Таловская общеобразовательная школа, дом культуры «Чайка», существенную поддержку оказала Таловская сельская администрация.
В рамках программы совместно со школой проводятся декады и месячники экологических знаний, в ходе которых проходят дни и часы информации, дни экологической пропаганды. Проводятся выставки книг, детских рисунков, организовываются обзоры книг, викторины, просмотры диафильмов, конкурсы и другие мероприятия.
Учащиеся школы принимают активное участие на уроках доброты «В ладах с природой, в мире с людьми», в экологических играх «Человек ! Оглянись, остановись, подумай!», которые построены по типу судебного заседания. Для учащихся школы и родителей проводятся игры по типу «Звездного часа». Организуются литературно- музыкальные вечера «Путешествие на край земли», «Как прекрасен этот мир», «В защиту природы». Вечера : праздник русской березки «Нет дерева милей», вечер жалоб «Книга природы», праздник «Птичьему пенью с вниманьем, с волненьем» (ко Дню птиц), экологический вечер «Симбиотрофия у растений».
Диапазон игровых форм, используемых с читателями очень велик. Это и конкурсно – игровые калейдоскопы «Разноликая природа», «Великие загадки земли», «Эмоциональные животные», экологические турниры, игры «Экологические шарады», «Реки , речки и моря на земле живут не зря», «Забавная арифметика на природе», «Юный эколог», «Путешествие на планету Земля», «Экскурсия в мир лекарственных растений «Нам от болезней - всех полезней».
В рамках программы совместно со школой проводились конференция «Край родной, навек любимый», конкурс «Экожурналист», защита экологических проектов «Моя малая родина». Оформлялись нетрадиционные книжные выставки «Братья наши меньшие», «Поэзия родной природы», «Среди деревьев и трав», «Гармония природы – вот постижение истины», которые не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей.
В оформлении нетрадиционных выставок активное участие принимают читатели, которые с удовольствием предоставляют в качестве экспонатов поделки, рисунки на определенную тематику, макеты животных, зверей, птиц.
Проводилась выставка – демонстрация «Роль священных и культовых мест в экологических традициях бурят», которая сопровождалась познавательной беседой. Удалась выставка «Добрых рук мастера», где были представлены поделки народных мастеров – всевозможные вазы, подсвечники, различные бондарные изделия и прочее, а рядом с поделками была выставлена литература, которая рассказывает, какую пользу приносит то или иное дерево, как необходимо рационально использовать древесину и др.
За два года работы с этой формой пропаганды мы убедились в том, как много творческого таит в себе выставка.
Такие выставки позволяют более широко использовать наглядность, которая делает восприятие книги ярче, полнее, зримее. Это делает неограниченными возможности нетрадиционных выставок. Работа над ними чрезвычайно интересна и приносит подлинное удовольствие.
Оглядываясь назад, видим, что многого добились: повысился интерес читателей к литературе экологической тематики, мы библиотекари, стали лучше разбираться в теме и ориентироваться в литературе, заметно разнообразились формы пропаганды экологических знаний, стало традицией проведение ежегодных мероприятий по экологическому воспитанию.
В октябре проведена практическая акция «Бросим природе спасательный круг», где бы мы хотели видеть всех жителей станции Таловка, всех представителей организации.
Мы верим, что наши читатели получили основы экологической культуры и сегодня без надобности не сорвут цветок, не срубят елочку, не возьмут в руки птенца, если рядом кружат обеспокоенные «родители», не будут издеваться над бездомным котенком или щенком, не выбросят своих домашних животных за дверь…
Р
азработанная программа дает возможность не только развивать творческий потенциал библиотеки, но и консолидировать совместные усилия всех организаций и учреждений по воспитанию экологической культуры населения. А значит, есть надежда на то, что жители станции Таловка будут жить в гармонии с природой.
Н.Налетова,
зав. Таловской
библиотекой.
Краеведение - приоритетное
направление
Краеведение всегда являлось одним из
приоритетных направлений в работе библиотек. Прошлое и настоящее края,
района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи,
природное своеобразие местности и многое другое – всё это нередко становится
темой многочисленных библиотечных мероприятий. Воспроизводство культурной
памяти народа, в том числе бытовой, подчас осуществляется в формах, как
будто бы далёких от библиотечных реалий.
В арсенал современного библиотечного
краеведения входит поиск уникальных предметов народного быта прошлых веков -
крестьянской утвари, старинных изделий. Так появляются музейные
энциклопедии, создаваемые во всех регионах России. Разновидностью
краеведческих учреждений становятся музеи истории, литературы. Музей служит
не только источником привлечения новых слоёв населения, выявляя непохожесть,
уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию у её традиционных
посетителей. Сегодня хотелось бы подробнее рассказать об опыте Центральной
библиотеки Прибайкальского района, а именно об организации краеведческого
музея «Истоки».
Организация музея требовала
энергии и труда конкретных людей, и именно
благодаря им он сегодня существует. Мы по сей
день признательны историку краеведу Дунаеву Я.А.
Ведь он начал собирать по сёлам экспонаты для
музея. О Дунаеве Якове Арсентьевиче стоит
сказать особо. Офицер запаса, бывший директор
школы, и зав. отделом агитации и пропаганды
Прибайкальского райкома КПСС, затем секретарь
исполкома Прибайкальского районного Совета
народных депутатов. Его трудовой стаж 52 года.
Награждён медалями «За доблестный труд», «За
победу над Японией», имеет звание «Заслуженный
работник культуры Бурятии». Много сил и времени
отдал он изучению родного края, собрал по
крупицам материал, экспонаты. На 1 сентября 1995 г.
им было собрано 84 наименования экспонатов, 153
единицы. Печатался в районной газете
«Прибайкалец». Постоянный участник
краеведческих мероприятий, проводимых
библиотекой. Затем по болезни он отошел от этой
работы, экспонаты остались без присмотра и
многие были утеряны. Но с 2000 г. экспонаты
перекочевали в районную библиотеку, здесь им
нашлось место и начал основываться музей.
В настоящее время количество
экспонатов основного фонда составляет 31 единицы
хранения. Среди них латка для чая, 120 лет,
изготовлена из засухинской глины; чайник
деревянный, 100 лет, передан из с. Батурино;
деревянная форма для кулича, 100 лет. Кстати, ею
заинтересовались служащие Спасской церкви, что
на территории с. Турунтаево. Краеведческий музей
в своих экспозициях показывает развитие
хозяйства, культуры и быт местных народов. Вот
перед посетителями фотографии с изображениями
зданий начальной школы, конторы колхоза, здания
молочнотоварной фирмы, птицефермы, домов
колхозников; фотографии, показывающие, как сеяли
раньше. Адреса, своеобразные знаки перемен,
пережитых селом: улица Оболенского, улица
Патрахина. Вот экспонат – совок деревянный, 100
лет, передан в дар Козловым Василием
Филимоновичем из Батурино. Представительниц
женского пола заинтересует старинный портмоне,
которому тоже очень много лет. Обращают на себя
внимания берестяные туески, переданные из с.
Батурино. Рядом с ними самовары, которым более 100
лет, привезенные из с. Исток. Карта: описания
земель 1912-1914 гг.,1926-1927 гг., представленные в музее,
пользуются спросом у студентов
сельскохозяйственного университета. Интересны и
нужны они преподавателям географии Бурятии,
учащимся. Все эти мероприятия, экспонаты
позволяют увидеть Прибайкальский район,
с.Турунтаево на фоне культурной,
социально-экономической жизни страны начала ХХ
века, помогают уловить атмосферу того времени,
его интонацию. Материалы, представленные в той
части экспозиции, которая рассказывает о жизни в
советский период, об организации колхоза
«Прибайкалец», имеют несколько иной голос. Это и
неудивительно: каждый документ отражает дух и
стиль своего времени: почетные дипломы, грамоты,
которыми награждались ветераны колхоза.
Сохранились «Книга трудовой славы колхоза
«Прибайкалец», фотографии колхозников.
Собранные вместе на относительно небольшом
пространстве документы обрели необыкновенное
красноречие – они перекликаются, рифмуются, или
напротив, контрастируют друг с другом, и в
результате рождается рассказ о жизни края на
фоне истории страны.
Работая по сбору материалов для
музейной экспозиции, библиотекари с
благодарностью принимают любую информацию,
касающуюся историю края. В плане - витрина «Наши
читатели», рассказывающая об известных земляках,
бывших или настоящих пользователях библиотеки,
витрина «Какие прекрасные лица и как это было
давно», посвященное тем, кто в разные годы
работал в библиотеках, выпуск буклетов
«Знаменитые земляки», «Район в годы Великой
Отечественные войны». Музей непременно
предполагает наличие в его экспозиции предметов,
формирующих необходимую ауру, позволяющую
создать иллюзию погружения в ту или иную эпоху. В
нашем музее таких предметов немного. Их
отсутствие в какой-то мере компенсирует рассказ
библиотекаря-экскурсовода.
Экскурсии мы, прежде всего,
проводим для школьников, которым стараемся
показать, что история Прибайкалья и с.Турунтаево
достаточна богата. Об этом говорит и тот факт, что
в августе 2000 г. в селе Засухино Прибайкальского
района объединённый отряд сотрудников музея
научного центра Геологического института СО РАН
и института монголоведения и буддологии во главе
с директором музея, ст. научным сотрудником,
кандидатом исторических наук, доцентом кафедры
музейного дела охраны памятников ВСГАКИ
Л.В.Лбовой обнаружены следы пребывания на нашей
земле синантропа - “человека прямоходящего”, а,
именно, “очаг, орудия труда, останки древних
животных”. По словам Лбовой, с засухинским
комплексом связаны большие находки. Учёным
предстоят долговременные комплексные
исследования” /Публикация в “Информ Полисе”,№ 3
от 17 января 2001 г./.
Краеведческая работа была и
всегда будет в поле деятельности библиотек
Прибайкалья потому, что это благородное дело -
помнить о своей Родине, большой и малой, о людях,
живущих на этой земле. И, как продолжение этой
работы, к 60-летию образования Прибайкальского
района был издан библиографический указатель
«Прибайкальский район». Это совместная работа
Национальной библиотеки и Прибайкальской
районной библиотеки. Цель, которую ставили перед
собой составители, - с наибольшей полнотой
представить издания и публикации о районе. В нём
263 названия книг, сборников, официальных
документов, газетных и журнальных статей. Эта
первая попытка систематизировать литературу о
Прибайкальском районе. В декабре 2000 г. состоялась
его презентация в районной библиотеке, на
которую пришли заинтересованные лица:
земляки-краеведы, журналисты, представители
архива, учащиеся, ветераны. В ходе мероприятия
выступила составитель указателя Рыгзенова О.Н.,
сотрудница Национальной библиотеки, интересным
было выступление главного редактора газеты
«Вестник Прибайкалья» краеведа А.К.Затеева. В
целом мероприятие прошло хорошо. Указатель
должен стать хорошим помощником студентам и
школьникам, краеведам и историкам и просто людям,
интересующимся историей родного края.
В ЦРБ функционирует клуб «Школа
краеведения», с 1996 г., основателем которой
являются историк Я.А.Дунаев, Патрушева Т.К. -
зав.отделом обслуживания, а сейчас им
руководит ст. библиотекарь краеведческого
сектора Колмакова Н.Н. На счету клуба мероприятия
по различным темам, формам: брейн-ринги, часы
интересных сообщений, праздники Сагаалган и др. В
последнее время активизировалась
исследовательская работа по краеведению. В
течение года сотрудница ЦРБ Салагина Л.И. писала
дипломную работу на тему «Взаимодействие
библиотеки и школы в развитии литературного
краеведения», Приводила исследование по теме «
Состояние литературного краеведения в
Прибайкальском районе, районной библиотеке».
Результаты исследовательской работы
использовались в практике работы библиотеки.
Большая работа проводилась по сбору материала о
названии улиц, о храмах на территории
Прибайкалья. Результатом этой работы стали
планшеты «Возрождение Спасской церкви». «Их
именами названы улицы села», «Декабристы в
Прибайкалье», оформлены альбомы «Возвращённые
имена /репрессированные в Прибайкалье/». «Наши
земляки - участники Великой Отечественной
войны». Ежегодно ко Дню Победы в районной
библиотеке экспонируется архивный материал
«Прибайкалье в годы войны».
Мы переписываемся и поддерживаем
связь с автором гимна Прибайкалья поэтом
Геннадием Леликовым, который сейчас живёт на
Кубани; с московским поэтом и уроженцем Ильинки
Александром Пахомовым, который в связи с юбилеем
района прислал для районной библиотеки прислал
два тома стихов с дарственной надписью:
«Булункан» и «Свежун». Сегодня никто не
сомневается в том, что главенствующая роль в
деятельности библиотек принадлежит
информационному обеспечению пользователей. И,
тем не менее, библиотеки – это, прежде всего,
хранилища духовного, исторического,
литературного наследия народа. И этому
способствует работа музеев при библиотеках.
Артемьева Т.А. Зам.
директора Прибайкальской ЦБС.
▼
КАКОВА СУДЬБА КНИГИ ПАМЯТИ НАШЕГО РАЙОНА?
Отзвучали праздничные фанфары, посвященные празднованию 60-летия победы
советского народа над фашистской Германией. Правда, почти не звучало, что
именно советский народ, а говорилось просто народ народ-победитель. Особо
нигде и не подчеркивалось, кто руководил этой самой кровавой битвой…
Чем дальше отделяет нас время, тем больше мы забываем свою историю. Скоро
школьники будут больше знать о гражданской войне в США или, скажем, о
революции в Англии. Не знаем собственной истории, и это не удивительно, ведь
по России несколько десятков различных учебников истории и большинство из
них по разному интерпретирует тот или иной исторический период и в
особенности – советский. Хотя всем известно, что благодаря ему страна смогла
победить самую передовую армию мира, смогла восстановить хозяйство после
войны и стать Великой Державой. И если бы Сталин, оказавшись таким же
революционером, как Троцкий, Зиновьев, да и другие теоретики–революционеры,
идея которых была лишь в пожаре мировой революции, то наверняка еще в 30-х
годах 20 века Советский Союз пал под натиском окружавших врагов, как внутри,
так и извне.
Должен заметить, что в настоящее время появились, на мой взгляд, достаточно
независимые историки нового поколения, которые как бы пишут и оценивают
события прошлых лет не по заказу существующей власти, а с наиболее большей
независимостью и достоверностью. Невозможно в небольшой статейке убедить
читателей в чем-то. Хотя можно понять, что кому-то очень выгодно очернить
советский период нашей истории. Сталин пришел к власти, когда страна
пребывала в разрухе. Военная промышленность не модернизировалась со времен
первой мировой войны, а гражданская – вообще с довоенных. Производство
винтовок было втрое меньше уровня 1916 года, а что до «мирных» товаров – из
сопредельных стран приходилось завозить даже серпы и косы. Ну да ладно, о
неизвестных страницах истории можно попозже написать. А сейчас хотелось бы
перенестись вновь к событиям, связанным с 60-летием Победы.
Недавно прочитал в одной из республиканских газет статью или заметку
следующего названия «У окинцев есть своя Книга Памяти» Оказывается, автор
Татьяна Анхонова пишет в ней: «В Окинском районе – единственном в республике
– издана своя Книга Памяти».
Далее я узнаю, что более десяти лет работали над ее выпуском ветераны войны,
учителя, краеведы-историки. Приводятся цифры ушедших на фронт, вернувшихся.
И что самое важное, я узнал, так это то (цитирую по тексту), что «ценное
издание ушло в библиотеки, школы района, подарено родственникам ветеранов
войны и тружеников тыла». Оказывается, тиража не хватило. Администрации
района пришлось заказать дополнительно еще 300 сборников, о чем поведала
начальник управления культуры Окинского района. Стоит лишь порадоваться за
окинцев, что об их истории, об их населении есть кому помнить – их
руководству.
Почему меня так взволновала эта статья? Дело в том, что в нашем
Прибайкальском районе еще в 2002 году Прибайкальской районной типографией
(директор Затеев А.К.) была издана аналогичная книга. Заметьте, на три года
раньше окинцев, составителями которой были А.К. Затеев, А.З. Козин. Эта
книга посвящена тем, что погиб на полях сражений, кто умер после войны и
ныне живущим ветеранам. Вышла она тиражом 2100 экземпляров.
Лично я с удовольствием пользуюсь ею, как справочным материалом. И считаю,
очень неплохо было бы, если эта книга была в каждой школе района,
библиотеках.
Почему же Книга Памяти Прибайкалья пылится уже несколько лет в складах
типографии? Ответ до банальности прост: у заказчика – районной администрации
нет денег на выкуп. Зато в начале книги есть обращение к читателям экс-главы
администрации А.Н. Кирикова. Он пишет: «Надеемся, что созданная районная
Книга Памяти даст толчок работе краеведов, чтобы имя каждого
земляка-прибайкальца, принесшего на алтарь Победы свою жизнь и здоровье, не
было забыто». Вот так, уважаемые земляки, ни больше, ни меньше!
Увидит ли свет наша Книга Памяти, не знаю. Кто знает, лишь могу
предположить. Может, депутаты района, а может, глава Ю.В. Баев, этому
посодействуют? Какова судьба этой книги? А пока точно ведомо, что не даст
книга толчок краеведам, потому что лежит мертвым грузом. А очень хотелось
бы!