Программа Прибайкальской центральной районной библиотеки по краеведению “Дни краеведа” на 2006-2010 гг. Программа разработана в целях воспитания патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории и потребности изучения сегодняшних задач и проблем Прибайкалья, формирования у молодежи комплексной системы знаний об основах краеведения, знакомства ее с краеведческой работой в районе, в Республике Бурятия, в Российской Федерации; воспитания гордости за родной край, уважительного отношения к археологическим, историческим и культурным памятникам Прибайкалья; формирования навыков в создании домашних семейных архивов и бережного отношения к историческим документам и реликвиям. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ I. ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОГО ФОНДА. ЕГО РАСКРЫТИЕ. 1. Детально разработать в тематико-типологическом плане комплектования библиотеки тему “Краеведение”. 2. Изучать издательскую продукцию в Республике Бурятия в целях выявления наиболее ценной краеведческой литературы в наших условиях. Установить прямые контакты с авторами, издательствами и издателями. 3. Более полно использовать благотворительные программы, спонсорские средства и собственные доходы для пополнения краеведческой, справочной и учебной литературы данной направленности. 4. Выявить альтернативные источники комплектования литературой краеведческой направленности. Полнее использовать возможности краеведческих центров школ и библиотек района. 5. Расширить список периодических изданий по краеведению, экологии и смежным проблемам, выписываемых библиотекой. Регулярно составлять библиографические описания краеведческих материалов и статей в республиканской и районной печати. 6. Регулярно пополнять фонды опубликованными и неопубликованными документами органов местного самоуправления по данным проблемам, материалами республиканских органов власти, библиотек, музеев и архивов. 7. Комплектовать фонд аудиовизуальными материалами и электронными базами данных по краеведению. 8. Для привлечения внимания читателей к краеведению и информирования их об имеющихся материалах регулярно оформлять открытые полки и книжные выставки: “Байкал”, “Защитим будущее Байкала”, “Эта земля твоя и моя”, “Надежда зеленого друга”, “Экономика и экология”, «Памятники истории и культуры Прибайкалья», «Наши знаменитые земляки», «Прибайкалье в Интернете». «Прибайкалье в Великой Отечественной войне», «Прибайкалье. Революция и гражданская война» и др. II. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА. 1. Постоянно совершенствовать справочно-библиографический аппарат краеведческой тематики, который состоит в ЦРБ из соответствующих разделов систематического каталога, систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, картотеки рекомендательных пособий, картотеки персоналий. ? Добиваться более полного раскрытия материалов за счет повторного отражения литературы из других отделов, системы ссылок и отсылок. ? Постоянно держать на контроле своевременное и полное отражение в справочном аппарате региональных и местных материалов по проблемам краеведения, в частности “Решений районного Совета” и “Распоряжений главы районной администрации”, касающихся сегодняшнего дня Прибайкалья и статей в газете «Прибайкалец» по краеведческой тематике, а также статей в республиканской прессе о Прибайкалье. ? В соответствии с планом отредактировать в СБА отделы краеведения. ? Выделить тематические рубрики “Краеведение”; “История Прибайкалья”; “Правовые акты районного самоуправления”, «Экономика Прибайкалья». 2. В архиве выполненных справок ввести рубрику: «Краеведение» ? Выполнить предупредительные справки: «Состав, строение и экология почв Прибайкалья», «Геологическое строение и полезные ископаемые Прибайкалья», «Природные ресурсы Прибайкалья», «Нормативные акты экологической тематики, принятые органами местного самоуправления При-байкальского района», «Проблемы охраны озера Байкал и экология Бурятии». 3. Обеспечить широкую информацию населения о наличии в библиотеке материалов по вопросам краеведения ? В ежемесячном информационном бюллетене «Новые поступления» выделить раздел «Краеведение» и активизировать пользование им во всех библиотеках системы. ? При проведении в библиотеках ежеквартальных Дней информации краеведческие материалы выделять в особый раздел ? Совместно с районным отделом по экологии и охране окружающей среды провести тематический День информации: “Экологические проблемы Прибайкалья”. ? В соответствии с выявленными потребностями и запросами проводить коллективную и индивидуальную информацию по данной теме среди различных групп населения и планы чтения для молодежи; организовать “День краеведа” для представителей районных природоохранных, архивных организаций, библиотекарей и преподавателей школ. II. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Выделить следующие группы пользователей: 1. Старшеклассники средних школ. 2. Специалисты предприятий и организаций, занятые в сфере охраны природы. 3. Преподаватели соответствующих дисциплин школ, гимназий и средних учебных заведений; сотрудники дома детского творчества, школы искусств, детских библиотек. 4. Актив, участвующий в краеведческом и экологическом просвещении населения, члены экологических и краеведческих клубов. 5. Энтузиасты-краеведы, авторы статей и книг по краеведческой тематике. 6. Работающая молодежь. Выявить в каждой группе потребности в экологической информации посредством опросов, анкетирования, анализа читательских формуляров. В соответствии с выявленными потребностями вести информационную и массовую работу. III. МАССОВАЯ РАБОТА: 1. Литературно-музыкальный вечер: “Славное море” (Природа Прибайкалья в музыкальных произведениях). 2. Круглый стол: “Экологические проблемы Прибайкалья, или Лес и байкальская вода – наше главное богатство”. 3. Тематические мероприятия: ? “Помогите им выжить” (По страницам Красной книги Бурятии) – тематический урок, ? “Рыбные богатства Прибайкалья: браконьеры или экология – чей вред опаснее? ” (Рыболовство, история и современность) ? “Это земля твоя и моя”. ? «Экспонаты из амбара: что можно найти в своем доме для районного музея». ? «Люди прибайкальских селений». ? «Прибайкалье в Великой Отечественной войне». ? «Книги о Прибайкалье». ? «Неизвестные страницы истории Прибайкалья». ? «Исчезнувшие сёла – сколько их?». ? «Знаменитые прибайкальцы». ? «Наши краеведы». ? «Черемшанка вчера и сегодня: лучший российский кварцит родом из Прибайкалья». ? «Памятники истории и культуры района». ? «Домашние семейные архивы: живая история». ? «Районная газета: краеведение – главная тема». ? «Из истории сел Прибайкалья». ? «Археологические памятники Прибайкалья». ? «Из истории предприятий Прибайкалья: пока живы свидетели свершений». 4. Спор-час: “Чистота планеты - чистота души” 5. Неделя экологических знаний. Примерный план: ? Открытый просмотр литературы “Потомкам – чистый Байкал”. ? Обзоры литературы: “Из истории Прибайкалья”, “Байкал”, “В защиту редких и охраняемых растений и животных”, “Заповедники нашего края”, “Памятники истории и культуры”. ? Круглый стол: “Краеведение и создание районного музея: проблемы и решения”. ? Театрализованный вечер: “Начиналось все с острога”. ? Колесо истории. ? Деловая игра: “Природа в твоей жизни”. IV. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ, СО ШКОЛАМИ Всю работу по краеведению вести совместно с: • отделом культуры района; • комитетом по охране окружающей среды района; • управлением образования района; • редакциями районной газеты и газеты «Вестник Прибайкалья»; • домом детского творчества; • районным архивом; • отделом по делам молодежи районной администрации. V. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В РАЙОНЕ 1. Библиотека и краеведение, библиотека и патриотическое воспитание молодежи и подростков. (Консультация для школьных библиотекарей и библиотекарей детских библиотек, учителей района). 2. Методическое совещание по изучению проблем краеведения. Домашнее задание: Провести анализ фонда литературы краеведческой тематики с целью активизации ее использования. На семинарах и совещаниях библиотечных работников осветить следующие темы: 3. Планирование краеведческой деятельности библиотек-филиалов (Консультация). 4. Семейные архивы: формирование и содержание. 5. Основные массивы и отбор литературы краеведческой тематики для составления библиографических списков, планов чтения и тематических картотек (Консультация). 6. Деловая игра: “Прибайкалье: история и современность”. 7. История Бурятии и Прибайкалья в современной литературе (Обзор). 8. Изучение читательских интересов по вопросам краеведения. (Консультация) 9. Периодическая печать и краеведение (Консультация).