Информационные ресурсы Интернет-центра Прибайкальской библиотеки

 

 Архив документов районного самоуправления

Архив документов районной администрации, районного Совета  2004-2008 гг.

Архив документов создан согласно постановлению районной администрации №572 от 30.12.2004.

Часть документов размещена на сервере ИПС «Законодательство России» Центра специальной связи ФСО РФ

 

Электронный архив газеты «Прибайкалец»

Электронный архив представляет собой полнотекстовые документы, распределенные по дате выхода номеров газеты. Представлены также электронные версии оригинал-макетов газеты за 2001-2003 гг.  Электронный архив статей за 2004-2008 гг.

 

Электронная база данных о Прибайкалье

Электронная База данных о Прибайкальском районе. Свыше 8000 полнотекстовых документов. 10 ГБ фотодокументов. Более 40 ГБ видеоинформации.

Разделы:

Общие сведения о районе

Территория, население

Предприятия

Природа

История

Культура

Рыбоводство

Курорты и источники

Экология

Туризм

ОЭЗ «Байкал»

 

Электронные издания

CD:

            «Энциклопедия Прибайкалья»,

            «Литературная карта Прибайкалья»

            Путеводитель «Прибайкалье»

"День Байкала-2008", "Играй, гармонь", "Миры на Байкале", "Сретенский монастырь"

            “Победный марш культуры»

            «Декабристы в Прибайкалье»

            «Рыболовство и рыбоводство»

            «Курорты и источники»

            “Прибайкалье в Великой Отечественной войне»

 

 Сайты:

www.amarhuu-borhuu.narod.ru

www.baikal-dosug.narod.ru

www.az-kozin.narod.ru

 

Сайт библиотеки

Сайт районной библиотеки, посвященный туристским и рекреационным ресурсам Прибайкалья: www.az-kozin.narod.ru.

Около 90 страниц сайта  освещают разделы: «Библиотеки», «Прибайкалье», «История», «Природа», «Климат, погода», «Экономика», “Особая экономическая зона»и др. До 30 и более тысяч посещений сайта в месяц (декабрь 2008-январь 2009)Ежедневно от 300 и более уникальных посетителей, от 300 до 500 посещений в день.  

 

Книги, брошюры:

Прибайкальский краеведческий альманах

Имена из глубины веков. Топонимика Прибайкалья

Горячинск. Курорт и побережье Байкала

Справочник «Прибайкалье»

«Памятники природы Прибайкалья»

«Декабристы в Прибайкалье»

«Байкальский берег»

«Памятники истории и культуры Прибайкалья»

«Жизнь прибайкальских селений»

Буклеты: «Спасская церковь», «Сретенский монастырь» и др.

 

 

Задачи краеведческого сектора

 

 Изучение истории и самобытной культуры, народных традиций, духовного возрождения наций. Сбор материалов для музейной экспозиции, организаций экскурсий,  оформление альбомов, стендов, ведение папочного материала. Комплектование краеведческого фонда.

Формирование у читателей определенной системы знаний о краеведении, устойчивого интереса к краеведческой литературе. Привлечение молодежи к изучению истории родного края. Формирование гражданско-патриотического отношения к Родине, Республике. Работа с общественными организациями, учебными заведениями.

 

 Формирование краеведческого фонда

 

Комплектование фонда новой краеведческой литературой. Докомплектование фонда. Анализ используемого краеведческого фонда по разделам.

 

История. Политика. Актуальные проблемы современности.

 

●Праздник Белого месяца. Февраль.

●Вечер встреч поколений «Комсомолу Бурятии - 80 лет», май.

●Вечер памяти «Перед этим горем гнутся горы» к Дню памяти жертв политических репрессий.

●Цикл краеведческих уроков «Моя малая Родина» (Совместно со средней школой №1 урок «Истории Бурятии»), в течение года.

●Литературно-историческая викторина «Быт бурят в прошлом», февраль.

●Цикл краеведческих посиделок «Традиции и обычаи народов Бурятии» (Сагаалган, Сурхарбан, Масленица – февраль, март).

●Литературно-музыкальная композиция к Дню защитников Отечества «Мужество сквозь юность прошли» (О погибших в Чечне земляках), май.

●Брейн-ринг «Знатоки родной Бурятии» - октябрь.

●Литературный час «Мир не узнаешь, не зная края своего», апрель.

●Вечер поэзии «Поэты Бурятии – юбиляры», ноябрь.

●Премьера книги В.И.Затеев «Русские в Бурятии». История и современность. Апрель.

●Викторина по книге А.Бальбурова «Двенадцать моих драгоценностей», «Приказываю жить» ( к 80-летию со дня рождения писателя).

●Уроки мужества «В битве Родину спасли», «Пусть слава земляков не меркнущей звездой в легендах будет жить».

●Беседа «Памятники природы и истории Бурятии» - апрель, май.

●Час интересных сообщений «История национального костюма», «Заглянуть в историю балета».

●Эстетический лекторий «Художники на все времена» (60-летию со дня открытия художественного музея им.Сампилова.

●Бурятский орнамент.

●Цикл книжных выставок.

●Краеведческая периодика.

● «Что? Где? Когда?» - ноябрь.

●Литературная жизнь района.

●Листая прошлого страницы.

●Сагаалган – духовное возрождение народа.

●Турнир знатоков: народное творчество Бурятии.

Экологическое краеведение

 

● Книжные выставки:

● Выставка одной книги – Гусев О.К. «На очарованном берегу».

● «Байкал – любовь моя и тревога».

конкурс-викторина «Азбука местных лекарственных растений» - апрель.

● Цикл краеведческих уроков.

● Круглый стол «Байкал- заповедная совесть планеты».

● Эколого-краеведческий конкурс «Здесь Родины моей начало» (рефераты, сообщения, сочинения, стихи о районе, Бурятии) – втечение года.

● Ко Дню Байкала провести «Неделю экологии» - август.

 

Работа краеведческого музея

 

● Сотрудничество со школой, архивом в течение года.

● Сбор материалов, экспонатов по истории родного края.

● Ведение летописи села, библиотек района.

● Сотрудничество со средствами массовой информации.

 

Информационно-библиографическое обеспечение.

 

● Выпустить именной библиографический указатель М.В.Андреева (к 80-летию краеведа) – ноябрь.

● Оформить альбом «У истоков здравоохранения», «Образование» - в течение года.

● Составить рекомендательный список: «Из истории хозяйственной и культурной жизни Прибайкалья» (газетный материал).

● Ведение тематической папки по краеведению, редакция каталогов и картотек в течение года.

Папки-досье: «Реки и озера Прибайкалья», «Солдатские вдовы», «Их опалила война» (о жизни в тылу).

Публикации краеведческих материалов в местных газетах в течение года.

Ведение тетради отказов в течение года.

Работа «Школы краеведения» по плану в течение года.

 

Методическая работа

 

Методические разработки по краеведению для сельских библиотек.

Выступление на семинарах.

Кураторство сельских библиотек.

Устные консультации для сельских библиотек.

 

 

Программа Прибайкальской центральной районной библиотеки

 по  краеведению
“Дни краеведа”
на 2006-2010 гг.

 

 Программа разработана в целях воспитания патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории и потребности изучения сегодняшних задач и проблем Прибайкалья, формирования у молодежи комплексной системы знаний об основах краеведения, знакомства ее с краеведческой работой в районе, в Республике Бурятия, в Российской Федерации; воспитания гордости за родной край, уважительного отношения к археологическим, историческим и культурным памятникам Прибайкалья; формирования навыков в создании домашних семейных архивов и бережного отношения к историческим документам и реликвиям.

 

Направления работы

 

I.                   ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОГО ФОНДА. ЕГО РАСКРЫТИЕ.

 

1.                 Детально разработать в тематико-типологическом плане комплектования библиотеки тему “Краеведение”.

2.                 Изучать издательскую продукцию в Республике Бурятия  в целях выявления наиболее ценной краеведческой литературы  в наших условиях. Установить прямые контакты с авторами, издательствами и издателями.

3.                 Более полно использовать благотворительные программы, спонсорские средства и собственные доходы для пополнения краеведческой, справочной и учебной литературы данной направленности.

4.                 Выявить альтернативные источники комплектования литературой краеведческой направленности. Полнее использовать возможности краеведческих центров школ и библиотек района.

5.                 Расширить список периодических изданий по краеведению, экологии и смежным проблемам, выписываемых библиотекой. Регулярно составлять библиографические описания краеведческих материалов и статей в республиканской и районной печати.

6.                 Регулярно пополнять фонды опубликованными и неопубликованными документами органов местного самоуправления по данным проблемам, материалами республиканских органов власти, библиотек, музеев и архивов.

7.                 Комплектовать фонд аудиовизуальными материалами и электронными базами данных по краеведению.

8.                 Для привлечения внимания читателей к краеведению и информирования их об имеющихся материалах регулярно оформлять открытые полки и книжные выставки: “Байкал”, “Защитим будущее Байкала”, “Эта земля твоя и моя”, “Надежда зеленого друга”, “Экономика и экология”, «Памятники истории и культуры Прибайкалья», «Наши знаменитые земляки», «Прибайкалье в Интернете». «Прибайкалье в Великой Отечественной войне», «Прибайкалье. Революция и гражданская война» и др.

 

II. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ

И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА.

 

1.                 Постоянно совершенствовать справочно-библиографический аппарат краеведческой  тематики, который состоит в ЦРБ из соответствующих разделов систематического каталога, систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, картотеки рекомендательных пособий, картотеки персоналий.

§                      Добиваться более полного раскрытия материалов за счет повторного отражения литературы из других отделов, системы ссылок и отсылок.

§                      Постоянно держать на контроле своевременное и полное отражение в справочном аппарате региональных и местных материалов по проблемам краеведения, в частности “Решений районного Совета” и “Распоряжений главы районной администрации”, касающихся сегодняшнего дня Прибайкалья и статей в газете «Прибайкалец» по краеведческой тематике, а также статей в республиканской прессе о Прибайкалье.

§                      В соответствии с планом отредактировать в СБА отделы краеведения.

§                      Выделить тематические рубрики “Краеведение”; “История Прибайкалья”; “Правовые акты районного самоуправления”, «Экономика Прибайкалья».

 

2.                 В архиве выполненных справок ввести рубрику: «Краеведение»

§                      Выполнить предупредительные справки: «Состав, строение и экология почв Прибайкалья», «Геологическое строение и полезные ископаемые Прибайкалья», «Природные ресурсы Прибайкалья», «Нормативные акты экологической тематики, принятые органами местного самоуправления Прибайкальского района», «Проблемы охраны озера Байкал и экология Бурятии».

3.                 Обеспечить широкую информацию населения о наличии в библиотеке материалов по вопросам краеведения

§                      В ежемесячном информационном бюллетене «Новые поступления» выделить раздел «Краеведение» и активизировать пользование им во всех библиотеках системы.

§                      При проведении в библиотеках ежеквартальных Дней информации краеведческие материалы выделять в особый раздел

§                      Совместно с районным отделом по экологии и охране окружающей среды провести тематический День информации: “Экологические проблемы Прибайкалья”.

§                      В соответствии с выявленными потребностями и запросами проводить коллективную и индивидуальную информацию по данной теме среди различных групп населения и планы чтения для молодежи; организовать “День краеведа” для представителей районных природоохранных, архивных организаций, библиотекарей и преподавателей школ.

 

II.                РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ краеведческой ТЕМАТИКИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

 

Выделить следующие группы пользователей:

1.                 Старшеклассники средних школ.

2.                 Специалисты предприятий и организаций, занятые в сфере охраны природы.

3.                 Преподаватели соответствующих дисциплин школ, гимназий и средних учебных заведений; сотрудники дома детского творчества, школы искусств, детских библиотек.

4.                 Актив, участвующий в краеведческом и экологическом просвещении населения, члены экологических и краеведческих клубов.

5.                 Энтузиасты-краеведы, авторы статей и книг по краеведческой тематике.

6.                 Работающая молодежь.

Выявить в каждой группе потребности в экологической информации посредством опросов, анкетирования, анализа читательских формуляров. В соответствии с выявленными потребностями вести информационную и массовую работу.

 

III. Массовая работа:

 

1.                             Литературно-музыкальный вечер: “Славное море” (Природа Прибайкалья в музыкальных произведениях).

2.                             Круглый стол: “Экологические проблемы Прибайкалья, или Лес и байкальская вода – наше главное богатство”.

3.                             Тематические мероприятия:

§                                                         “Помогите им выжить” (По страницам Красной книги Бурятии) – тематический урок,

§                                                         “Рыбные богатства Прибайкалья: браконьеры или экология – чей вред опаснее? ” (Рыболовство, история и современность)

§                                                         “Это земля твоя и моя”.

§                                                         «Экспонаты из амбара: что можно найти в своем доме для районного музея».

§                                                         «Люди прибайкальских селений».

§                                                         «Прибайкалье в Великой Отечественной войне».

§                                                         «Книги о Прибайкалье».

§                                                         «Неизвестные страницы истории Прибайкалья».

§                                                         «Исчезнувшие сёла – сколько их?».

§                                                         «Знаменитые прибайкальцы».

§                                                         «Наши краеведы».

§                                                         «Черемшанка вчера и сегодня: лучший российский кварцит родом из Прибайкалья».

§                                                         «Памятники истории и культуры района».

§                                                         «Домашние семейные архивы: живая история».

§                                                         «Районная газета: краеведение – главная тема».

§                                                         «Из истории сел Прибайкалья».

§                                                         «Археологические памятники Прибайкалья».

§                                                         «Из истории предприятий Прибайкалья: пока живы свидетели свершений».

 

4.                             Спор-час: “Чистота планеты - чистота души”

5.                             Неделя экологических знаний. Примерный план:

§                                                         Открытый просмотр литературы “Потомкам – чистый Байкал”.

§                                                         Обзоры литературы: “Из истории Прибайкалья”, “Байкал”, “В защиту редких и охраняемых растений и животных”, “Заповедники нашего края”, “Памятники истории и культуры”.

§                                                         Круглый стол: “Краеведение и создание районного музея: проблемы и решения”.

§                                                         Театрализованный вечер: “Начиналось все с острога”.

§                                                         Колесо истории.

§                                                         Деловая игра: “Природа в твоей жизни”.

 

IV. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ краеведческую НАПРАВЛЕННОСТЬ, СО ШКОЛАМИ

 

Всю работу по краеведению вести совместно с:

·                                 отделом культуры района;

·                                 комитетом по охране окружающей среды района;

·                                 управлением образования района;

·                                 редакциями районной газеты и газеты «Вестник Прибайкалья»;

·                                 домом детского творчества;

·                                 районным архивом;

·                                 отделом по делам молодежи районной администрации.

 

 

V. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО краеведению в районе

 

1.                             Библиотека и краеведение, библиотека и патриотическое  воспитание молодежи и подростков. (Консультация для школьных библиотекарей и библиотекарей детских библиотек, учителей района).

2.                             Методическое совещание по изучению проблем краеведения. Домашнее задание: Провести анализ фонда литературы краеведческой тематики с целью активизации ее использования. На семинарах и совещаниях библиотечных работников осветить следующие темы:

3.                             Планирование краеведческой деятельности библиотек-филиалов (Консультация).

4.                             Семейные архивы: формирование и содержание.

5.                             Основные массивы и отбор литературы краеведческой тематики для составления библиографических списков, планов чтения и тематических картотек (Консультация).

6.                             Деловая игра: “Прибайкалье: история и современность”.

7.                             История Бурятии и Прибайкалья в современной литературе (Обзор).

8.                             Изучение читательских интересов по вопросам краеведения. (Консультация)

9.                             Периодическая печать и краеведение (Консультация).

 

 

VI. План-график «Дней краеведа» в ЦРБ

 

 

№№

 

Мероприятие

 

Дата

 

Ответственные

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

11.

 

 

12.

 

 

13.

 

14.

 

 

15.

 

 

16.

 

17.

 

 

18.

 

 

19.

 

 

20.

 

 

«Люди прибайкальских селений»

 

 

 «Экспонаты из амбара: что можно найти в своем доме для районного музея»

 

“Помогите им выжить” (По страницам Красной книги Бурятии) – тематический урок

 

“Рыбные богатства Прибайкалья: браконьеры или экология – чей вред опаснее? ” (Рыболовство, история и современность)

 

«Книги о Прибайкалье»

«Неизвестные страницы истории Прибайкалья»

 

«Исчезнувшие сёла – сколько их?»

 

 

«Знаменитые прибайкальцы»

 

 

 

«Наши краеведы»

 

 

«Черемшанка вчера и сегодня: лучший российский кварцит родом из Прибайкалья»

 

«Памятники истории и культуры района»

 

«Домашние семейные архивы: живая история»

 

«Районная газета: краеведение – главная тема»

 

«Из истории сел Прибайкалья»

 

«Археологические памятники Прибайкалья»

 

«Из истории предприятий Прибайкалья: пока живы свидетели свершений»

 

«Это земля твоя и моя»

 

«Прибайкалье в Великой Отечественной войне»

 

 «Литературная карта Прибайкалья»

 

 

«Начиналось всё с острога»

 

 

«Заповедники нашего края»

 

 

 

I.06

 

 

II.06

 

 

III.06

 

 

 

IV.06

 

 

 

 

I.07

 

 

 

II.07

 

 

III.07

 

 

 

IV.07

 

 

I.08

 

 

 

II.08

 

 

III.08

 

 

IV.08

 

 

I.09

 

II.09

 

 

III.09

 

 

IV.09

 

I.10

 

 

II.10

 

 

III.10

 

 

IV.10

 

 

 

ЦРБ, с/б

Колмакова Н.Н.

 

ЦРБ, с/б

Колмакова Н.Н.

 

Патрушева Т.К.

ЦРБ

 

 

Баторов Н.Б.

Артемьева Т.А.

 

 

 

Колмакова Н.Н.

Козин А.З.

 

 

Колмакова Н.Н.

Темникова А.С.

 

Затеев А.К.

Козин А.З.

 

 

Колмакова Н.Н.

 

 

Патрушева Т.К.

 

 

 

Колмакова Н.Н.

с/б

 

ЦРБ, с/б

Темникова А.С.

 

Казьмин П.В.

Затеев А.К.

 

ЦРБ, с/б

 

ЦРБ, Колмакова Н.Н.

 

ЦРБ, р/адм.

 

 

ЦРБ, с/б

 

ЦРБ, с/б

 

 

ЦРБ, Козин А.З.

 

 

Колмакова Н.Н.

 

 

Баторов Н.Б.

ЦРБ

 Примечание. В ходе реализации программы в план конкретных мероприятий могут быть внесены изменения в соответствии с требованиями времени.

 

 

 

ОПЫТ  РАБОТЫ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МУЗЕЯ  ПРИ  БИБЛИОТЕКЕ

 

    Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений в работе библиотек. Прошлое и настоящее края, района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий.

    Воспроизводство культурной памяти народа, в том числе бытовой, подчас осуществляется в формах, как будто бы далёких от библиотечных реалий. В арсенал современного библиотечного краеведения входит поиск уникальных предметов народного быта прошлых веков - крестьянской утвари, старинных изделий. Так появляются музейные энциклопедии, создаваемые во всех регионах России. Разновидностью краеведческих учреждений становятся музеи истории, литературы. Музей служит не только источником привлечения новых слоёв населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию у её традиционных посетителей.

    Сегодня хотелось бы подробнее рассказать об опыте Центральной библиотеки прибайкальского района, а именно об организации краеведческого музея «Истоки». Организация музея требовала энергии и труда  конкретных людей. Сейчас все экспонаты из библиотеки переданы в районный музей.  Мы по сей день признательны историку краеведу Дунаеву Я.А. Ведь он начал собирать по сёлам экспонаты для музея. Много сил и времени отдал он изучению родного края, собрал по крупицам материал, экспонаты.

    На 1 сентября 1995 г. им было собрано 84 наименования экспонатов, 153 единицы. Печатался в районной газете «Прибайкалец». Постоянный участник краеведческих мероприятий, проводимых библиотекой. Затем по болезни он отошел от этой работы, экспонаты остались без присмотра и многие были утеряны. Но с 2000 г. экспонаты перекочевали в районную библиотеку, здесь им нашлось место и начал основываться музей.

     Краеведческий музей в своих экспозициях показывает развитие хозяйства, культуры и быт местных народов. Вот перед посетителями фотографии с изображениями зданий начальной школы, конторы колхоза, здания молочнотоварной фирмы, птицефермы, домов колхозников; фотографии, показывающие, как сеяли раньше. Адреса, своеобразные знаки перемен, пережитых селом: улица Оболенского, улица Патрахина.

      Вот экспонат – совок деревянный, 100 лет, передан в дар Козловым Василием Филимоновичем из Батурино. Представительниц женского пола заинтересует старинный портмоне, которому тоже очень много лет. Обращают на себя внимания берестяные туески, переданные из с. Батурино.

      Рядом с ними самовары, которым более 100 лет, привезенные из с. Исток. Карта: описания земель 1912-1914 гг.,1926-1927 гг., представленные в музее, пользуются спросом у студентов сельскохозяйственного университета. Интересны и нужны они преподавателям географии Бурятии, учащимся.

       Все эти мероприятия, экспонаты позволяют увидеть Прибайкальский район, с.Турунтаево на фоне культурной, социально-экономической жизни страны начала ХХ века, помогают уловить атмосферу того времени, его интонацию.

       Материалы, представленные в той части экспозиции, которая рассказывает о жизни в советский период, об организации колхоза «Прибайкалец», имеют несколько иной голос. Это и неудивительно: каждый документ отражает дух и стиль своего времени: почетные дипломы, грамоты, которыми награждались ветераны колхоза. Сохранились «Книга трудовой славы колхоза «Прибайкалец», фотографии колхозников. Собранные вместе на относительно небольшом пространстве документы обрели необыкновенное красноречие – они перекликаются, рифмуются, или напротив, контрастируют друг с другом, и в результате рождается рассказ о жизни края на фоне истории страны.

     Работая по сбору материалов для музейной экспозиции, библиотекари с благодарностью принимают любую информацию, касающуюся историю края.

      В плане - витрина «Наши читатели», рассказывающая об известных земляках, бывших или настоящих пользователях библиотеки, витрина «Какие прекрасные лица и как это было давно», посвященное тем, кто в разные годы работал в библиотеках, выпуск буклетов «Знаменитые земляки», «Район в годы Великой Отечественные войны».             

         Музей непременно предполагает наличие в его экспозиции предметов, формирующих необходимую ауру, позволяющую создать иллюзию погружения в ту или иную эпоху. В нашем музее таких предметов немного. Их отсутствие в какой-то мере компенсирует рассказ библиотекаря-экскурсовода. Экскурсии мы, прежде всего, проводим для школьников, которым стараемся показать, что история Прибайкалья и с.Турунтаево достаточна богата. Об этом говорит и тот факт, что в августе 2000 г. в селе Засухино Прибайкальского района объединённый отряд сотрудников музея научного центра Геологического института СО РАН и института  монголоведения и буддологии во главе с директором музея, ст. научным  сотрудником, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры музейного дела охраны памятников ВСГАКИ Л.В.Лбовой обнаружены следы пребывания на нашей земле синантропа - “человека прямоходящего”, а, именно, “очаг, орудия труда, останки древних животных”. По словам Лбовой, с засухинским комплексом связаны большие находки. Учёным предстоят долговременные комплексные исследования” /Публикация в  “Информ Полисе”,№ 3 от 17 января 2001 г./.

         Краеведческая работа была и всегда будет в поле деятельности  библиотек Прибайкалья потому, что это благородное   дело - помнить о своей Родине, большой и малой, о людях, живущих на этой земле.

          И, как продолжение этой работы, к 60-летию образования Прибайкальского района был издан библиографический указатель «Прибайкальский район». Это совместная работа Национальной библиотеки и Прибайкальской районной библиотеки. Цель, которую ставили перед собой составители, - с наибольшей полнотой представить издания и публикации  о районе. В нём 263 названия книг, сборников, официальных документов, газетных и журнальных статей. Эта первая попытка систематизировать литературу о Прибайкальском районе. В декабре 2000 г. состоялась его презентация в районной библиотеке, на которую пришли заинтересованные лица: земляки-краеведы, журналисты, представители архива, учащиеся, ветераны. В ходе мероприятия выступила составитель указателя Рыгзенова О.Н., сотрудница Национальной библиотеки, интересным было выступление главного редактора газеты «Вестник Прибайкалья» краеведа А.К.Затеева. В целом мероприятие прошло хорошо. Указатель должен стать хорошим помощником студентам и школьникам, краеведам и историкам и просто людям, интересующимся историей родного края.

   В ЦРБ функционирует клуб «Школа краеведения», с 1996 г., основателем которой являются историк Я.А.Дунаев,  сейчас им руководит библиотекарь краеведческого сектора Колмакова Н.Н.

    На счету клуба мероприятия по различным темам, формам: брейн-ринги, часы интересных сообщений, праздники Сагаалган и др.

   В последнее время активизировалась исследовательская работа по краеведению. В течение года  сотрудница ЦРБ Салагина Л.И. писала дипломную работу на тему «Взаимодействие библиотеки и школы в развитии литературного краеведения», Приводила исследование по теме « Состояние литературного краеведения в Прибайкальском районе, районной библиотеке». Результаты исследовательской работы использовались в практике работы библиотеки.

    Большая работа проводилась по сбору материала о названии улиц, о храмах на территории Прибайкалья. Результатом этой работы стали планшеты «Возрождение Спасской церкви». «Их именами названы улицы села», «Декабристы в Прибайкалье», оформлены альбомы «Возвращённые имена /репрессированные в Прибайкалье/». «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны». Ежегодно ко Дню Победы в районной библиотеке экспонируется архивный материал «Прибайкалье в годы войны».

     Мы переписываемся и поддерживаем связь с автором гимна Прибайкалья поэтом Геннадием Леликовым, который сейчас живёт на Кубани; с московским поэтом и уроженцем Ильинки Александром Пахомовым, который в связи с юбилеем района прислал для районной библиотеки прислал два тома стихов с дарственной надписью: «Булункан» и «Свежун».

 

    Совершенно новый импульс краеведческой работе придало создание ЦОДа в стенах библиотеки. Благодаря инициативной и целеустремленной неутомимой работе администратора ЦОД Александра Захаровича Козина за последние годы создана огромная база данных о Прибайкальском районе в электронном виде, изданы многочисленные брошюры и буклеты, книги о районе, справочники, CD и сайт о Прибайкальском районе. Издается с 2007 г. "Прибайкальский краеведческий альманах" - впервые в республике, да и, пожалуй, в России, силами библиотечного работника делается такое издание научно-популярного характера, посвященное краеведению. И все это - практически силами одного человека, обладающего огромной работоспособностью и обширными знаниями.

 

   Сегодня никто не сомневается в том, что главенствующая роль в деятельности библиотек принадлежит информационному обеспечению пользователей. И, тем не менее, библиотеки – это, прежде всего, хранилища духовного, исторического, литературного наследия народа.

 

 

Besucherzahler get married with Russian brides
счетчик посещений