Вернуться на главную>>>

 

Церковь Богоявления в с.Ильинка Прибайкальского района

 

Село Ильинка возникло как заимка селенгинских служилых людей в конце 1660-х гг. и поэтому долгое время носила другое название - Большая Заимка, а село Троицкое называлась - Средняя Заимка. В начале 1680-х гг. иркутские воеводы доносили правительству, что в Забайкалье сложилась тревожная обстановка, так как монгольские ханы угрожают «воинским приходом на твои, великого государя, селенгинские остроги, и ясачные селенгинские брацкие люди в Селенгинском уезде живут с великим опасением...». Больше всего русские и буряты страдали от отгона скота и коней. Это бедствие приводило к разорению не только селенгинских жителей, но и бурят с Итанцы в непосредственной близости от Большой Заимки. В 1687 г. начались спровоцированные и руководимые маньчжурами настоящие военные нападения на Забайкалье. Конные отряды Очирой Сайн-хана осадили Селен-гинск и Верхнеудинск, но несмотря на огромный численный перевес войска Очирой Сайн-хана в ряде сражений потерпели поражение - они не смогли взять ни одного острога и отступили назад. Правительство, обеспокоенное положением дел в Забайкалье, отправило посольство во главе с великим и полномочным послом России Федором Алексеевичем Головиным, сыном тобольского воеводы, пожалованного в окольничие и получившего титул наместника Брянского. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал (1699) и генерал-фельдмаршал (1700), с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Был хорошо образован, владел латинским и английским языками. Уже после смерти, в 1715 году, в Амстердаме вышло его сочинение «Глобус небесный»). Головин имел в своем распоряжении 2000 стрельцов и казаков. Уже в августе 1687 г. Головин со своим отрядом прибыл в Забайкалье, первоочередную задачу он видел в укреплении Селенгинского и Верхнеудинского острогов и строительство новых - Итанцинского, Ильинского и Кабанского.

В 1688 г. было начато строительство Ильинского «стоячего острога, окружностью в 230 саженей (490 метров), в стенах были сделаны в два ряда бойницы», и в начале 1689 г. острог был поставлен. Рядом с ним располагались дворы жителей Ильинской слободы, которая считалась большой деревней: в ней было около 20 дворов служилых и пашенных людей. Они, по свидетельству Спафария, «хлеба пашут много». Известно, что слободами назывались деревни, где имелась церковь. Сам острог представлял из себя четырехугольник, обнесенный деревянным палисадом, с одной проезжей башней посередине и с двумя глухими башнями по углам. На двух других углах острога стояли изба и амбар. По приказу Головина, в 1688 г. здесь было поселено на службу и на пашню 65 мужчин. В 1693 г. на посаде за острогом было до 40 дворов, военную службу несли 20 казаков.

В конце 1690-х гг. на противоположном берегу реки возникает Покровская слобода. К 1772 г. деревянные острожные укрепления обветшали и совсем развалились. «Однако, - писал П. Паллас, - церковь и обывательские дома многие хорошо выстроены». Остатки прежних строений сохранились до 1917 г.

Используя в течение многих веков лесные материалы, жители Руси прекрасно изучили особенности пород деревьев и возможности их применения для тех или иных работ. Как писал Л. Н. Толстой, русский человек «владел топором, как волк владеет зубами... одинаково верно со всего размаха раскалывал топором бревно, и взяв топор за обух, вытачивал им тонкие колышки и вырезал ложки». Обычно лес заготовляли в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленные деревья при сушке поэтому не коробились. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы, а смолистое дерево, как известно, меньше поддается гниению, прочнее и долговечнее. Лиственница использовалась на первые три венца строения. Она не боится сырой земли, тающего снега, служит надежной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающий потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. Из лиственницы изготовляли желоба-водостоки, охлупень, воротные столбы, строили бани и погреба. Весь остальной сруб делали из сосновых бревен, более легких и «теплых». При строительстве сруба ориентировались на «южную» или «северную» часть ствола - северной, более крепкой, клали вниз, а южной, более мягкой, - вверх. При этом достигалась плотность сочленений венцов. Из ели выполняли конструктивные части кровли - курицы. На крышу кололи пихтовик. Чистый и гладкий в обработке кедр шел на наличники, отделку избы и воротные полотна. Из древесины березы точили посуду, деревянные части орудий труда, а также гнули дуги, колеса, полозья, делали столы, полки, лавки и другую мебель. Широкое применение находила береста - она употреблялась как прокладка при строительстве, из нее делали прекрасную крепкую посуду - туески, ковши и др. При строительстве, все верхние бревна сру­ба имели в нижней части продольные углубления - пазы - и плотно охватывали округлость нижнего бревна. Между бревнами были прокладки из бересты или моха. Сруб был рублен «в обло», такое соединение стен делает их более устойчивыми при землетрясениях. Пол в домах делался из половинок бревен, положенных плоской поверхностью вверх, а кругляком вниз. Держались бревна на массивных балках, врубленных в стены избы и всегда на некотором расстоянии от земли. Земляных полов в Сибири, как и на севере России, никогда не было. Чем ближе к нашему времени, тем чаще встречается несколько иная кладка стены: желоб вырубался в нижнем бревне, и в этот желоб вкладывалось верхнее бревно. Такой способ кладки удобнее для плотника, но стена, сделанная таким образом, более подвержена гниению, так как дождевая или талая вода легко может просочиться в углубление нижнего бревна.

Село Ильинка до 1807 г. являлось центром Ильинской волости Селенгинского дистрикта Удинской провинции.

Первую деревянную церковь с двумя приделами построили 19 января 1689 г. Вплоть до 1758 г. по указу Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца здесь находился благочинный всего Селенгинского дистрикта. Каменный храм построили в начале 1800-х гг., покрыли железом в 1867 г. при активной помощи сборщиков - крестьян Тарасия Касьянова и Ипполита Астраханцева («ИЕВ», 1867, № 14, с. 105). Общие размеры храма в плане 10, 52 х 27, 07 м. Толщина стен храма 175 см., трапезной 118 см. Имело два придела: верхний и нижний. В 1730 г. было 75 дворов, а в 1807 г. - 39 домов с населением 227 душ обоего пола. В 1893 г. прихожан было 2020 душ мужского и женского пола. При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Мария Ивановна Громова (ПКЗО, 1911.С.96), «В центре села вдоль по улице на возвышенном месте красуется столетний двухэтажный каменный храм, по архитектуре один из лучших в округе. По одной линии с церковью расположены при­чтовые дома, а рядом с ними красивое здание одноклассной церковно-приходской школы, крытое белым цинковым железом» («ЗЕВ», 1902, №6,с.7). «Причт и староста выражает благодарность за пожертвования в Ильинскую церковь: 1) крестьянке Евдокии Тарасиевне Старковой, на обновление иконы - Знамения Божией Матери, -40 р. 2) крестьянке Евдокии Андреевне Красиковой, за пожертвование на св. престол и жертвенник покрывало белого муара в 15 р. 3) крестьянке Матрене Рожицыной - 3 р. 4) крестьянину Андрею Григорьевичу Старцеву, за пожертвование в Татауровс-кую часовню (что при станции) иконы Св. Николая в 30 р. 5) начальнику Татауровского почтового отделения, г. Окладникову-3 р. 6) кр-ну Кириллу Вас.Черепанову - 5 р. 7) крес­тьянину Андрею Старцеву - 6 р.» («ЗЕВ», 1914, № 17, с.626).

В 1930-е гг. после закрытия и перестройки использовали под неполную среднюю школу (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37). Впоследствии находились мастерские, затем гостиница. Православный приход зарегистрирован 1 июля 1994 г. В настоящее время церковь передана в пользование Православной церкви.

15 октября 1998 г. замироточила икона пророков Давида и Исайи (ПБ, 1998, 31 октября, л. 5).

 

СВЯЩЕННИКИ: ДАНИИЛ ИВАНОВ ШЕРГИН - закащик Селенгинского дистрикта по указу Святителя ИННОКЕНТИЯ от 1728 г., служил с 1720-х гг. по 7 февраля 1738 г. МАРКО ГРИГОРЬЕВ РОДИОНОВ - служил в 1750-х гг. ГРИГОРИЙ МАРКОВ РОДИОНОВ - служил в 1770-х гг ПЕТР ПОПОВ - служил до 11 мая 1893 г. ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВ ТОМИЛИН - служил с мая 1893 г. ИОАНН СТЕФАНОВ КОЛОДЕЗНИКОВ - служил с 1903 г. по 12 мая 1911 г. ФЕОДОР ИУСТИНОВ ТУРКИН - служил настоятелем с 12 мая 1911 г. по 10 марта 1914 г. ИЛИЯ КОРНАКОВ - служил настоятелем с 10 марта 1914 г ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ КИЗАРЕВ - настоятель, служил с 2 августа 1996 г. по 1 сентября 1998 г. (Родился 20 мая 1971 г. Рукоположен 2 августа 1996 г.) 158 ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРЦЕВ - настоятель по совмес­тительству с 1 сентября 1998 г. С 1 июня 1999 г. штатный настоятель (Родился 7 октября 1962 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.). ДИАКОНЫ: ВАСИЛИЙ ПЕТРОВ - служил в 1730-х гг. ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУШАКОВ - служил с 21 августа 1998 г. по август 1999 г.  ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Родион Нетесов - дьячок в 1730-х гг. Никита Жданов - пономарь в 1730-х гг. Илья Павлов Железников - (бурят) - псаломщик с 1910 г. по 18 июля 1913 г. Василий Калмынин - исполн. должн. псаломщика с 22 авгус­та 1913 г. Отстранен с 22 января 1914 г. Иоанн Петелин - исполн. должн. псаломщика с 23 января 1914 г. Позже эмигрировал. В 1945 г. протоиерей Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний - КНР) (Поздняев, 1998, с.87). ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Евдоким Касьянов - крестьянин, в 1878 -1880 гг. Симеон Иосифов Кириков - крестьянин, в 1913 -1918 гг.

 

Источник благости на Ивановой горе близ Ильинки

 

«На утешение страждущим и скорбящим Господь благоизволил близ села Ильинскаго, на одной из гор, названной в честь Крестителя Иоанна - Иоанновою, открыть новый и чудный источник милосердия и благости - святую икону честныя главы своего Угодника. По сохранившемуся в памяти народной преда­нию святая икона была явлена на горе в лесу в начале XIX века, по особому дивному указанию свыше. Незадолго до открытия св. образа в одном месте горы по вечерам в продолжении некотораго времени замечалось яркое горение свечи, заинтересовавшее местное население. Однажды одна благочестивая старушка Перова, помолившись Богу, решилась идти на то место горы, чтобы убедиться в чудном явлении света.

И действительно, на счастие и общую радость народа, Перова, по указанию горящей свечи, обрела небольшую, писанную на дереве, икону с изображением главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна, которую, с благоговением принесши в село, передала в пользу приходскаго храма. Из чувства религиознаго почитания к новоявленному образу Угодника Божия православное население прихода имело обычай носить его для совершения молебнов по домам. Но с течением времени, быть может, от небрежнаго обращения со святынею, последняя скрылась во время свирепствовавших в окрестностях той горы и на самой горе лесных пожаров. Общее народное убеждение было то, что икона не сгорела, а находится в скрытом от людей месте, и как бы в подтверждение этой веры некоторые из сельских жителей снова стали замечать в одном месте горы подобие света. Явление это повторилось в Октябре 1900 г.

Необходимо впрочем заметить, что по особому усмотрению Божию с явленной иконы была списана точная, только в больших размерах, копия, которая теперь хранится в верхнем храме за левым клиросом в приличном киоте под стеклом. На месте явления св. иконы дважды были сооружаемы деревянныя часовни, но первая из них сгорела во время лесного пожара в девятидесятых годах минувшаго столетия. Строителем ея был местный богатый купец Перов, имевший сотни рогатого скота, табуны лошадей и вообще немало всякаго в крестьянском хозяйстве добра. При жизни своей он славился на весь округ хлебосольством, так что некоторые из старичков до сих пор еще помнят, как на его счет ежегодно 25 мая готовилась общая для странников домашняя трапеза и сверх того для причта и почетных гостей особо на самой горе. Другая часовня была выстроена усердием прихожан и теперь от времени ветшает и постепенно разрушается.

В 1901 году вместо ветхой деревянной часовни на частныя жертвы, а главным образом, на средства братьев Касьяновых, крестьян Поповой деревни Ильинскаго прихода, сооружается ка­менная часовня, о постройке которой в самом начале никто и не предполагал... Не думали об этом и братья Касьяновы, так как они, свято исполняя последнюю волю своего умершаго отца Евдокима... хотели построить лишь деревянную часовню где ни­будь при трактовой дороге или же в церковной ограде...

Но с проведением великаго Сибирскаго железнодорожнаго пути массовое движение народа по главному тракту прекратилось, почему построенная при дороге часовня не достигала-бы, по мысли учредителей, своей благой цели. Таким образом, вследствие изменившихся обстоятельств братья Касьяновы, по совету и предложению местнаго священника, порешили воздвигнуть на Иоанновой горе каменную часовню... и вот Касьяновы, заручив­шись согласием священника, в 1898 году стали готовить потребный для постройки часовни материал; в с.Троицком подрядили крестьян приготовить к назначенному сроку восемь тысяч кир­пичей, купили извести и проч.

В начале 1901 года крестьянин Кударинской волости и селения Филипп Ермаков составил проэкт плана предполагаемой к постройке часовни, который и был утвержден в феврале минувшаго 1901 года Преосвященным Мефодием, Епископом Забайкальским и Нерчинским. Пригласили из города Верхнеудинска мастера Суранова, который из готоваго материала, доставленнаго на место, взялся сложить часовню, исключая купола, выговорив себе плату 180 руб. На Фоминой недели приступили к делу. На месте закладки часовни в присутствии прихожан был отслужен водосвятный молебен, при этом почетные из них в основание фундамента клали по кирпичу, а некоторые из участников, по обычаю, бросали медныя и серебряныя монеты. До начала производства работ по приглашению местнаго батюшки, объявленному чрез сельских властей по селам и деревням прихода, многие изъявили желание затаскивать на себе в гору кирпич и прочий материал, при этом общее усердие и религиозное воодушевление были настолько велики, что некоторыя семейства в разное время поднимали по сто, - двести и более кирпичей, которые для удобства заноски накладывали в холщевые мешки; даже малыя дети от 5 лет в усердии хотели подражать взрослым, поднимая, на верх горы, имеющей 150 сажень высоты, куда без всякой ноши не легко бывает подняться, по кирпичику, по два и более. Таким образом общими силами народа весь необходимый материал был поднят на место в продолжении двух недель без затраты на то копейки денег.

В этом поистине тяжелом египетском труде принимали близкое участие не только местное население, но и проходящие по тракту странники, которые, направляясь из Западной и Восточной Сибири по данному обету в Кяхту на поклонение чудотворной иконе Божией Матери, именумой «Споручница», по пути обыкновенно останавливаются на короткий срок в с. Ильинском, откуда, отслужив молебен пред образом честныя главы славнаго Пророка и Предтечи Господня, идут помолиться на Иоаннову гору...

В воспоминание чуднаго открытия св. образа честныя главы Предтечи Господня и Крестителя Иоанна в Ильинском приходе установлено ежегодно праздновать 25 мая; в этот день право­славная церковь воспоминает событие 3-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, которое православным населением прихода почитается наравне с храмовыми и двунадесятыми праздниками. К этому дню жители Ильинскаго селения готовятся особенно: метут улицы, чистят свои дома, моются в бане, одеваются в чистое белье и, в ожидании гостей и странников, готовят обильную трапезу. Еще накануне 24-го мая, проезжая рано утром или днем по тракту, можно встретить по дороге вереницы странников и странниц, нередко с малыми детьми. Они, по обещанию побывать 25 мая на Иоанновой горе, идут в с. Ильинское из ближних и дальних мест Забайкалья...

Вся эта пестрая масса богомольцев, разодетая в цветныя платья, по прибытии в село, размещается в крестьянских домах по несколько человек в каждом; здесь они находят радушный прием, пользуясь даровым ночлегом и пищею... На другой день утром с восходом солнца паломники уже со­бираются в церковь... В половине девятаго часа начинается бла­говест к литургии, совершаемый соборно, нередко при участии в служении настоятеля Троицкаго Селенгинскаго монастыря, от­куда к этому же времени приезжают певчие... По окончании обедни тотчас открывается торжественный крестный ход на чтимую православным народом Иоаннову гору, находящуюся от храма на разстоянии всего лишь двух верст. Туда, еще до окончания службы, уходят многие из странников и, в ожидании св. икон, с вершины горы разсматривают открывающиеся пред ними виды близ лежащих окрестностей...

За селом тянется лентою прямая, как стрела, линия Забайкальской железной дороги, которая, подходя к Иоанновой горе, делает тупой угол и, обогнув ее, снова вытянулась вдоль тракта...

Впереди верст за восемь вниз по течению реки белеет Троицкий монастырь. На разстоянии полверсты, около самой железной дороги, на церковной земле более 20 лет стоят заброшенныя постройки упраздненнаго казеннаго этапа. Внизу у подошвы горы съехались продавцы пива и кваса для утоления жажды богомольцев. Между тем, пока одни из паломников погружены в созерцание картин природы, внимание других привлекает религиозная процессия, медленно двигающаяся по улицам деревни. На первом плане впереди процессии ярко сияют на солнце кресты и хоругви, за ними несут иконы, а позади идут священнослужители в ризах, народ и воспитанники Ильинской и Троицкой церковных школ, воспевающие на всем пути праздничные ирмосы и тропари...

Чем ближе к горе, тем значительно круче и труднее становится подъем, много облегчаемый выкопанными по дороге ступеньками в земле. Достигнув вершины горы, где устроена часовня, народ располагается впереди и позади часовни, а св. образа ставятся в часовне, где совершается малое водоосвящение и молебны Пророку и Предтече Господню Иоанну. В конце общаго молебна народ, подходя к целованию животворящаго Креста, окропляется св. водою, при чем многие, по вере в целебную силу воды, пьют ее или помазывают глаза и кроме того стараются запастись ею на дорогу; но малый запас воды, по трудности заноски ея на гору, не может удовлетворить общему желанию паломников, почему при раздаче ея бывает обычная давка и суматоха.

По окончании молебнов и возвращении крестнаго хода в церковь, странники после краткаго отдыха и вкушения пищи расходятся по домам и, радуясь, благодарят Бога и св. Угодника Его Иоанна - одни за то, что получили благодатное утешение и мир совести, другие за облегчение в телесных недугах и скорбях... Насколько вообще между православным народом благоговейно чтится святая память Пророка и Предтечи Господня Иоанна, можно судить по тем многочисленным надписям, коими испещрены бумажныя лоскутки, развешанные по часовне, и внутренния стены последней...

По наблюдениям старожилов наплыв паломников 25 мая с каждым годом усиливается, что следует приписать особенному Промыслу Божию о спасении людей. Священник Н. Виноградов» («ЗЕВ», 1902, № 6, с.1-9).

 

С 1995 года в день 3-го обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 7 июня (25 мая по ст. ст.) начал вновь проводиться крестный ход. С 1998 г. крестные ходы стали проводиться дважды в год - 7 июня и в сентябре - в день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

Вернуться на главную>>>

 

 



Hosted by uCoz