Виктор Аникьев

Как поймать удачу

 

…Как мы видим, сколько существует человечество, столько и существует и это занятие - охота. Такова уж природная сущность человечества, и не запретишь, и не искоренишь ее суровыми приказами. В охоте, как и во всем, нужно знать меру и не переступать разумные границы. Как и все поступки в жизни нужно поступать осмысленно, и по отношению к природе. Не перевешивать ни одну из таких чаш весов, как добро и зло. Только в таком случае прогресс пойдет на пользу человечеству, а не во вред ему. В настоящее время он еще продолжает рубить сук, на котором сидит. Таково мое мнение. Вы можете со мной согласиться или нет, дело ваше, но я его не навязываю вам, а просто высказываю свое, наболевшее...

Если все поколения твоих предков прожили в лесу, непосредственно с ним общаясь, то почему ты должен жить по-другому, почему должен менять то, что в тебе заложено самой природой. Это противоестественно и может привести только к печальным последствиям.

В любое время года войди в лес, и ты откроешь для себя иной мир, тебе неведомый, кроме этого ты познаешь самого себя и будешь весьма удивлен. Многие проблемы для тебя ранее не разрешимые, после этого просто перестанут существовать.
Поверь мне, дорогой читатель, на слово, и потом все это проверь сам. И, если к тебе не пришли еще гармония и успокоение, и ты еще не сформировался как личность, то знай что, это дело ближайшего будущего, и первый шаг ты уже сделал - купил эту книгу. Вперед, дорогой читатель, в лес! Й ждут тебя великие открытия, связанные с единением человека и природы, духа и цели, страсти и разума.

КАК ПОЙМАТЬ УДАЧУ

Самая доступная охота для любого возраста - это охота на зайца. И я смогу объяснить, почему я так считаю. Так, охотник, закончивший свою трудовую деятельность и находящийся на пенсии, не может жить без леса. Это неоспоримая истина и вполне естественное состояние. Тоской изойдется он, если будет сиднем сидеть дома. Для него пройтись по лесу, хотя выйди за деревню - и то счастье. У него к тому же нет возможности пойти далеко в тайгу, в гольцы, где настоящая охота. А какая возле деревни охота?! Только рябчик да заяц зимой. Вот и вынужден он волею судьбы вспомнить молодые годы, восстановить свои навыки охоты на данный вид зверя, то бишь на зайца. А молодому и начинающему охотнику только такой охотой и заниматься. Страсть и азарт к охоте у него уже есть, а ружья и опыта еще нет. То и другое приобрести нужно. А где же опыта подкопить - как не на охоте на зайца. Да и кажущаяся доступность дичи при ловле петлей заставляет молодого охотника заниматься с азартом, да еще с каким азартом, именно этим видом промысла.

Раскладка внешне простая: представляешь, как бегает заяц на тропе. Туда и сюда, туда и сюда! Осталось только петлю на тропу поставить, и сразу поймаешь! И шапку сошьешь и жаркое принесешь! Ан нет! И кажущаяся простота оборачивается полным конфузом.

Так, после постановки петель приходишь назавтра и прочитаешь по своим следам, как заяц обошел твою петлю сбоку, а другой раз он не стороной обошел, а допрыгал до нее, постоял задумчиво, и, развернувшись, обратно ускакал.

А в следующий раз по непонятным причинам вообще сменил тропу и проложил дорожку в другой стороне. Все это и толкает начинающего охотника идти в библиотеку и обогащать свои знания, которые выработало человечество за многие годы. Или поступить попроще и надежней. Это обратиться к более опытному собрату за советом. Хотя племя этих лесных и таежных индивидуумов весьма лукавое, и иной раз такое могут насоветовать, что и в "Крокодиле" не прочитаешь.

Вспоминается такой случай, рассказанный мне на охоте жителем села Турунтаево Бородиным за кружкой неразбавленного чая. Когда неудачная, как это часто бывает, охота уже забылась, ноги и душа обрели покой, а язык потянуло на лирику.

Так, скрывать фамилию рассказчика нет необходимости, поскольку в Прибайкальском районе в каждом трудовом коллективе имеется Бородин, а то и наберется несколько человек под такой фамилией, весьма распространенной в Прибайкалье. И почти все они увлекаются тем же благородным занятием, что и их предки, т.е. охотой. Фамилию ученика этого района я вообще называть не буду, поскольку он сразу себя узнает, а в настоящее время он вырос, возмужал, имеет семью, и на работе, как говорится, в почете и уважении. Потомкам его не обязательно знать подробности счастливого детства их родителя, поскольку они воспринимаются по-разному. Оставим только его имя - Саша.

Так вот, этот Саша проживал с родителями в соседнем селе, что в 4 км от райцентра, и чтобы ежедневно посещать Турунтаевскую школу, в которой он учился, устроился у родственников жить на квартиру. Такое и в настоящее время практикуется. Родня была так себе, как говорится в народе, десятая вода на киселе. Между тем к Саше относились весьма доброжелательно, учитывая его хороший нрав и покладистый характер. Естественно, плохого квартиранта никто держать не будет, какой бы близкой родней он ни был. К концу недели, как обычно, Саша уезжал домой и к понедельнику возвращался на занятия. Как видите, что кроме общения с родителями время у него было. И была одна страсть. Увлекался он охотой. В те годы, как вспоминал Бородин, в окрестностях Карымска было столько зайцев, что на иной дворняжке блох. Но, несмотря на это, охотничье счастье Саши почти не попадало в руки. А причина, я думаю, была простая: не приобрел он еще определенных навыков, да и тайга еще не приняла его. Да мало ли причин, почему нет фарту. Ведь бывает, что и у профессионалов не все ладится.

Но ближе к теме. Надо сказать, что мой рассказчик Бородин дружил с хозяином, у которого квартировал Саша, и в вечернее зимнее время от нечего делать приходил в гости. И, как водится между охотниками, о чем бы разговор не затевался, в конечном итоге повернет к охоте. Это и повело нашего Сашу к тому, что лучшего совета, как поймать все-таки зайца, кроме этих двух соседей, матерых охотников - дать некому.

Благодетели и наставники долго не соглашались, ссылаясь на старое поверье, что охотничье счастье от них самих может отвернуться, если со стороны Саши не будет оказана определенная услуга. Какая должна быть эта услуга - догадаться было не трудно. Не знаю, из каких средств, но наш герой эту услугу оказал. Так вот, после плотного ужина и удовлетворенного покряхтывания наставниками был выдан следующий способ добычи зайца.

Нужно Саше найти место в лесу, где особенно много троп. А это, как правило, бывает на старых лесосеках, и между пеньками разложить кирпичи в шахматном порядке. Пеньки и кирпичи нужно обильно посыпать табаком. Заяц - он ушлый и любопытный от природы, поэтому, пробегая мимо по тропе, обязательно повернет и понюхает табак. После этого, естественно, начинает чихать. Чихает неудержимо, до тех пор, пока носом не ударится о пенек или кирпич. А нос у него самое слабое место. А если как-нибудь смажет по кирпичу, то все равно его уже ничто не спасет, поскольку бдительности у него никакой от никотина и, возвращаясь на лежку по тропе, он обязательно головой в петлю залезет. Вот и все. Саше остается только по утрянке идти с рюкзаком и собирать добычу. Все это со стороны Саши было внимательно выслушано и записано.

После очередного приезда и сообщения, что опять нет добычи, Саше был предложен (естественно, за определенные услуги с его стороны) другой способ, как поймать зайца.

В этом же районе, где много троп, нужно поставить заостренные пики. Высотой с сидячего зайца на задних лапах (но не выше и не ниже) - строго точно, и на заостренный его конец насадить луковицу. И картина вырисовывается следующая: заяц как уже говорились, по природе очень любопытный, и, пробегая мимо, увидит луковицу, обязательно подбежит к ней и понюхает, и его глаза сразу наполнятся слезами. Он будет бегать от лукового запаха как угорелый, поскольку его организм к луку иммунитетом не обладает. Да и из-за слез видимость у него ослабевает, и ему ничего другого не остается, как попасть головой в петлю. И вновь из-за богатого воображения матерых наставников перед Сашей рисовались радужные картины, которые обычно должны заканчиваться богатыми трофеями.

Но, несмотря на точно выполняемые рекомендации, и к тому же по складу своего характера Саша был человеком старательным, результаты охоты у него сводились к нулю. Получалось так. Как Саша с нетерпением ждал конца учебной недели, так и Бородин ждал начало следующей. Шел на встречу послушать, почему же опять у молодого неудача, ведь продумано было все до мелочей. Разговор между ними происходил примерно в таком русле:

- Опять неудача, - говорил Саша с удрученным видом, заяц пробежал мимо и даже не понюхал табак!

- А какой марки был табак? - с умным лицом интересовался Бородин.

- Махорка, другой отец не курит, кое-как утащил у него, он уже подозревать стал, что я пристрастился к табаку. Как бы не выпорол за это, - сокрушался Саша.

- Да, - сочувственно изрекал один из наставников, - тебе лучше не наш, а загранский табак сыпануть, в нем аромату больше.

- А где я его возьму?!

- Как где?! А в сигаретах! Вон вьетнамские или китайские? Вот почему их курильщики не берут?! А потому, что у них кроме запаху ничего нет. А вот для зайца в самый раз будут! Скроши их побольше в следующий раз и назавтра можешь уже идти и проверять петли с большим мешком.

При этом Бородин красноречивым жестом показывал, какой величины Саше необходимо иметь мешок, чтобы унести всю добычу домой.

Уроки продолжались, и разоблачение откладывалось еще и потому, что они взяли у него слово, никому об этих способах ловли зайцев не рассказывать, чтобы навсегда не загубить свой фарт.
Долго и заразительно смеясь, рассказывал Бородин о похождениях Саши до тех пор, пока у нас чай не кончился, и мы, насмеявшись, улеглись спать.

Уснул я тогда не скоро, все маялся в мыслях о том, юмор ли это был охотничий, раз мы все так долго .-смеялись или что-то другое. Сочувствовать Саше, или, наоборот. осуждать, раз он такой..., мягко говоря, не сообразительный и не смог раскусить розыгрыши старых охотников. И, наконец, уснул, так и не придя тогда ни к какому выводу.

В настоящее время думаю о том, что прежде чем что-то делать, нужно изучить теорию. И прочитай Саша тогда литературу о том, как поймать зайца, разве он стал бы посмешищем до конца своих дней. Это еще одна из причин, толкнувших меня заняться этой проблемой, поскольку такой литературы, как поймать зайца, очень мало.

 

 

 



Hosted by uCoz