Вернуться на главную страницу>>>

 

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

 

Бывший Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо-­западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в  с. Троицк (Троицкое).

 Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были   снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...".  Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 году. Здесь и решили строить монастырь.

  На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 году, был освящен 31 января 1684 года. В мае 1685 года закончили вторую церковь во имя Николы Чудотворца. Строи­тельство монастыря осуществлялось под руководством игумена Феодосия и сменившего его в 1694 году игу­мена Мисаила, фактически исполнявшего эти обязанно­сти задолго до своего официального назначения. К 1690 году устройство монастыря по первоначальному плану было завершено.Монастырь стал  самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.

Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в 18 веке. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 года начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.

Особой заботой монастыря в конце 17 - начале 18 веков была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 метров. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в 17 веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя".

      Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре по­жары бывали неоднократно. Ими уничтожались постройки, имущество и документы. Крестьяне, селившиеся на монастырских землях с обязательством отбывания ряда повинностей, не были надежны. Дело крещения бурят вовсе продвигалось туго. Видимо, «святые отцы» не чувствовали себя в достаточной безопасности. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что  военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало.

   Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В конце XVII века в монастыре квартировал полк Ф.И.Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формиро­ваниями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы.

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, мо­нументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.

    В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему   в 1700 году Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли — от­веденных первоначально, с 1704 года по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим' монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 году   в связи с монастырской реформой («учреждением шта­тов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 десятин удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 десятин неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мель­ница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х годов Троицкий монастырь стал   монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек.

     В конце XIX века в монастыре проживало до 25 че­ловек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество».

     Первый, построенный в 1683 году, деревянный Тро­ицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была   с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские две­ри серебром оправлены...», К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с ико­нами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: под­веден каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба соо­ружения .неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало.

      Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою».  Любопытно, что в описи 1690 года говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальней­шая судьба Никольской церкви и колокольни — неиз­вестна. Боевые часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.

       Третья церковь — во имя Всех святых — над глав­ными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена. Над) низким рубленым корпусом с воротами в средней ча­сти возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом.

      С восточной стороны к срубу примыкал пятиуголь­ный пристрой абсиды. Позже с северной и западной сторон церкви была пристроена   крытая  галерея — паперть на   каменных столбах.   После соору­жения в   18'30-х  годах   новой каменной    огра­ды и каменного здания «святых» ворот с надвратной церковью старое деревянное здание ворот с надврат­ной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1870 году церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения.

      В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей второй по­ловины XVIII века такой титул появляется, по-видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря.

      Сооружение взамен деревянного собора   каменной церкви датируется 1785 годом. Она была построена «усердием майора Карпова», в качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богороди­цы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца зани­мал одноэтажную более широкую часть здания. Видимо, именно строительство каменной церкви послужило основанием повышения статуса монастыря в 1830-х годах. Капитальным предприятием явилась и замена обветшалой деревянной ограды монастыря на каменную с угловыми башнями. Ограда начата постройкой в 1831 году и окончена в 1876 году. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на территории монастыря в ее северо-западном углу. Из этого мы можем заклю­чить, что первоначально главные   ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно, южном направлении, где стену расположили вдоль тракта,   а главные ворота устроили по ее центру. Монументальное здание главных «святых» ворот с надвратной церковью во имя «Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» возведено в 1835 году. В 1841 году вместо сгоревшего деревянного западнее церквей было построено каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий.

      К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фунда­менте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построен­ный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями  и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погребледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, .немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.

       Помимо, этого за оградой  располагались монастырские постройки:

      1. Против главных ворот через улицу — построенное в 1888 году деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы с квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами — гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах.

     К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт, утративший во в горой половине XIX века свое прежнее значение. Вдоль тракта в свое вре­мя разрослось селение, образовавшееся из людей, поселенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX века в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и мону­ментальной кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной: дороги, проведен­ной в этих местах в самом конце XIX века на расстоя­нии нескольких километров от монастыря.

      По-видимому, именно прокладка Транссибирской же­лезной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома.

      Троицкая церковь, построенная в 1785 году «Усерди­ем майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Ее глав­ный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богоро­дицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.   

      

      Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7 см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы де­ревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 году церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зе­леный цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись  имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х годах клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте — Вос­кресение Христово.  Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 года свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.

     В теплом храме во время ремонта 1891 года перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты мас­ляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, рас­положенными в нишах внутренней стены, по обе сто­роны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Вход­ной портик превращен в крытый тамбур. Оконные про­емы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.

     Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность, как памятник архитектуры XVIII века.

 

    Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки: Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, трапезная,  угловые башни, амбар, ограда, келейный, настоятельский корпусы и корпус для послушников являются частью архитектурного ансамбля с унаследованным от древнерусского зодчества богатством силуэта, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались детским домом, затем психоневрологической лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган охраны памятников считает необходимым с целью сохранения и дальнейшего использования комплекса построек монастыря, являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.

 

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Троицкий монастырь)

      Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого  монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О ее дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено  в 1902—1903 годах при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.

     Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно-прост­ранственной композиции. Никольская церковь не имела колокольни. Ее объемно-пространственная композиция строится на постепенном нарастании в ширину и по высоте трех объемов: паперти, трапезной и собственно храма. Последний в данном случае, в отличие от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из-за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С востока к нему примыкает одноэтаж­ный объем алтарной части. Общая длина здания составляла 33 м. Архитектурный облик Никольской церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых.

      По общей архитектурно-пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны. Такой же харак­тер имеет высокий антаблемент с четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева.

     Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде являет­ся монументально оформленный дверной проем. Про­стое обрамление окон и полоса прямоугольных углуб­лений на антаблементе — вот и все архитектурно-декоративные средства, помимо пилястр-лопаток и антабле­мента. Криволинейный большого выноса карниз заим­ствован из архитектуры деревянного городского жило­го дома, где он в годы строительства церкви являлся излюбленной деталью. Над карнизом возвышался пи­рамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши.

В настоящее время все надстройки   выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четы­рехскатную над двухэтажной и двухскатные над од­ноэтажными частями. Здание используется как столо­вая, красный уголок и под больничные палаты. Несмот­ря на утраты и перестройки, здание сохраняет опреде­ленный исторический и архитектурный интерес.

 

ЖИЛОЙ ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ (Троицкий монастырь)

      Настоятельские кельи располагаются западнее зда­ния Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно   представляет одноэтажный прямоугольный корпус, размером 18,3х14,0 м. Главным был симметричный относительно централь­ной оси восточный фасад, но парадный вход располо­жен с северного    фасада. В 1890 г. к дому при­строили крытую галерею и каменную кладовую. Фаса­ды дома скромны и выдержаны в традициях архитек­туры городского' жилого дома первой половины  XIX в. Для них определяющим элементом является спокой­ный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком выделяют сред­ние три окна, над которыми деревянный оштукатурен­ный мезонин с балконом закреплял симметрию компо­зиции. Скромный главный карниз с деревянной верхней частью, несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над окнами — вот и все остальные архитектурные средства, создаю­щие в своей совокупности с белой стеной уютный  и сдержанно-достойный образ. Хотя архитектурная ком­позиция дома говорит о мастерстве автора, грубоватая наивность деталей убеждает, что строительство, видимо, осуществлялось без соответствующего надзора.

Во внутренней планировке главным   помещением, очевидно, являлась парадная гостиная,   занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание приспособлено под палаты. Кирпичные оштукатуренные с обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша до­ма, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании.

По анализу современного состояния дома можно ут­верждать, что в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила характерную для деревянной жилой архи­тектуры 1900-х годов форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г.   к южному фасаду.

 

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МИХАИЛА (Троицкий монастырь)

       Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплот­ных сил» занимает центр южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г.   и представляет собой прямоугольный в плане корпус, раз­резанный в своей нижней, двухэтажной части по цент­ральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых по­мещения. Храм занимал среднюю часть третьего этажа. Архитектурно-пространственная композиция всего соо­ружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского классицизма. Двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, пристав­ленным к стене, трактуется как основание для храма. Последний скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался массивный цилиндрический барабан второго яруса церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром   и   крестом, Структура стены барабана организована чередующимся рядом из четырех арочных проемов и четырех таких же декоративных ниш.

       Композиция фасадов здания выполнена в строгом соответствии с требованиями русского классицизма нача­ла XIX века. На южном, обращенном на улицу, фасаде главным элементом является массивный с фронтоном портик из трехчетвертных колонн тосканского  орде­ра. В среднем более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых — двери с крыльцами для входа в храм и часовню. Последняя «со святыми иконами и кружкой» размещалась в первом этаже с правой стороны. По центру третьего   этажа между фронтонами рустованная арка окружила полуциркульное окно. Такие же полуциркульные   проемы имелись во втором этаже боковых частей здания, пе­рекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора ком­позиция фасада построена аналогично. Отличие зак­лючается в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера.

       Вся тщательно продуманная композиция   здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект здания надвратной церкви, да и всей ограды с угловыми башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточ­ности и наивности в их- прорисовке, несомненно, гово­рят о том, что сам автор не принимал непосредственно­го участия в строительстве.

      Здание возведено из кирпича на бутовом фундамен­те. Стены оштукатурены с обеих сторон известково-песчаным раствором и побелены известью. Железные крыши были покрашены медянкою на масле. После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма был «разделан масляными крас­ками, а стены клеевыми — благолепно». Большие во­рота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы».

      В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш — асбошиферные; из­менено заполнение проемов. В остальном здание   в удовлетворительном состоянии. Несмотря на указанные утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.

 

ОГРАДА С УГЛОВЫМИ БАШНЯМИ (Троицкий монастырь)

     Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру - 699 м (330 саженей) территорию Троиц­кого монастыря, имеющего форму слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной церковью и деревянными угловыми башнями, пришедшую в ветхость. Строительство камен­ной ограды было предпринято в 1831 г., начиная   с южной стены. В 1835 г, закончили здание «святых» ворот с надвратной церковью. Строительство ве­лось на «скромные средства обители при помощи бла­готворителей». Завершено сооружение в 1876 г. при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена каменная ограда — про­ведена вся северо-восточная стена». По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной — склад извести и одна занята   но хозяйству на конном дворе.

     Ограда представляет собой ритмический ряд из пов­торяющихся элементов: столбов и рустованной   стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций. Убегающий ряд арок зажат горизонталями цо­коля и нависающей массивной плиты карниза. Замко­вые камни и русты, рельефно чередующиеся в двух плоскостях, по контрасту с заключенными между ними гладкими поверхностями покружий арок и вертикальных полос столбов создают разнообразную и красивую игру светотени. Динамический бег аркатуры останавливается угловыми башнями и зданием ворот. Но при этом   в архитектуре последних предусмотрены аналогичные криволинейные элементы, которые как бы переносят не­сколько задержанное движение на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представля­ют собой сооружения центрической композиции, по массе и пропорциям частей соответствующие их роли   в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступен­чатом основании с фигурными 'столбиками по углам возвышается восьмиугольный барабан, накрытый купо­лом с маленькой главкой и крестом. Массивность ниж­ней части смягчена высокими арочными нишами. На­личие этих кривых создает взаимосвязь с аркатурой стены. Но в отличие от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана также декорирована   аркату­рой с чередованием проемов и ниш. Архитектура башен делает их самостоятельной, но неразрывной, частью стены.

     Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют в целом композицию юж­ных, значительно уступают им по пропорциям и архи­тектуре. Они были сооружены менее капитально и  в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю очередь, имеет вид простых участков каменной ограды между столбами.

      Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте н при высоте 4 м имеет ширину 1 м. Башни также выст­роены на бутовом фундаменте при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) — 8,5 м. Кирпичные поверхности оштукатурены известковым ра­створом, Купола башен — деревянные конструкции с железной кровлей, покрашенной в зеленый цвет медян­кой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 метров.

     В настоящее время две южные башни   сохранились сравнительно хорошо. Сняты только кресты. Стена тоже в относительно хорошем состоянии. В 1880-х годах в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и "жилого назначения, а в 1902—1903 г, два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из-за неравномерной усадки дал крен и был укреплен контрторсами. В северо-восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее сохранившим первоначальный облик сооружением монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX века.

 

Внутреннее убранство монастыря отличалось большим вкусом. Сплошной иконостас, орнаментированный искусной резьбой, был "вызолочен золотом". В одном из приделов внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде художник изобразил светлое небо с плывущими облаками. Окна, карнизы и панели разделены были бордюрами. Среди картин, особо выделяемых своей "благолепостью", была икона "Всех скорбящих радости". В холодной части Троицкой церкви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь свод был отделан особо: над входящим расстилалось голубое небо, "посыпанное звездами". Многокрасочная гамма икон с золотыми окладами, богатство церковных атрибутов, впечатление глубины "небесных сводов" придавали внутреннему убранству церкви спокойный и торжественный вид. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн - пилястрами. Каждое окно было украшено картушем. "Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на "холстах живописью", в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы 17-18 веков.

Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. Такой же колодец находился в юго-восточном углу монастыря. В северо-восточной башне находилась кузница. Другие башни тоже использовались под хозяйственные нужды: в северо-западной башне был склад для извести, а южные - приспособлены для жилья. В 18 веке здесь, как и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.

Троицко-Селенгинский монастырь возник на перекрестке дорог, ведущих из Москвы в Селенгинскую Даурию, Монголию и Китай, а также на север - в итанцинские и баргузинские пределы. Его посещали многие известные люди того времени.

Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720 - 1721 годах; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725 - 1728 годах; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.

Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А. С. Пушкина. После смерти Петра I  он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.

В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.

Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность монастыря была прекращена. Он был использован под различные хозяйственные цели. Часть помещений оказались разрушенными.

В настоящее время  часть помещений монастыря используется под психиатрическую больницу. В 2000 году возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана.

 

 Вернуться на главную страницу>>>


Hosted by uCoz