Часовни на территории Прибайкальского района
1. ГРЕМЯЧИНСК. Находится на кладбище, построена в конце XIX века (Архив НЛЦ).
2. ГУРУЛЕВО - во имя УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Находится на кладбище, построена в конце XIX века (Архив НПЦ).
3. ТАТАУРОВО. Находилась при станции.
4. На горе ИОАННОВОЙ около с. Ильинка (Эти краткие сведения о четырех часовнях приведены в книге "Монастыри и церкви Забайкалья")
Добавим к этим сведениям материалы Национального архива Республики Бурятия.
Краеведы и вообще местные жители достаточно много знают о Свято-Троицком монастыре, Спасской и Сретенской церквах на территории Прибайкалья. Однако кроме них на итанцинской земле существовали и другие места, где местные жители могли исполнять религиозные обряды. Мы имеем в виду православные часовни. Подробное их описание дано в «Деле о состоящих по Итанцинской волости часовнях» (Ф.21, д.248), где приведены сведения за 1817 год о шести часовнях в селениях от Турки до Острога.
При Туркинских теплицах (курорте) и поселении существовала часовня во имя образа Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца. Часовня находилась от теплиц в 160 саженях. От приходской Батуринской церкви – в 92 верстах. Часовня была в длину восемь аршин и шириной 5 аршин. Могла вместить до 20 человек. В ней было четыре храмовых иконы и 10 небольших икон, а также церковные книги. Ежегодно 26 ноября святителю Иннокентию посвящалось в означенной часовне всенощное бдение и молебствия.
Часовня во имя великомученика и победоносца Георгия была между деревнями Пушкаревой и Нестеровой, от обеих в полуверсте, а от Батуринской приходской церкви в трех с половиной верстах. Часовенка была небольшая – четыре с половиной аршина в длину и столько же в ширину. Могла вместить 10 человек. Крестный ход совершался ежегодно 23 апреля (6 мая) и посвящался Священномученику и Победоносцу Георгию.
При деревне Ангырской, в полуверсте от оной и в пяти с половиной верстах от Батуринской церкви, была часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Эта часовенка также была небольшая – в длину три с половиной аршина и в ширину три аршина. В часовне было четыре больших святых образа и животворящий крест, четыре иконы. Одновременно в ней могли молиться восемь человек. Празднование и крестный ход ежегодно совершались 9 мая, в день Святителя и Чудотворца Николая.
Еще одна часовня во имя святого угодника Николая Чудотворца была при деревне Утатинской, в 60 саженях от оной и в девяти верстах от церкви. В длину и ширину часовенка была чуть больше трех аршин. В ней имелись две храмовые иконы и 4 небольших образа, а также животворящий крест. «Для празднованiя и крестнаго хода нарочитаго дни не определено, а отправляется оное по произволу жителей, когда оными за благо признано бываетъ».
В Зырянском селении была часовня во имя великомученицы Параскевы. Она находилась в десяти верстах от Батуринской церкви. Была она еще меньших размеров: 3 аршина и 4 вершка в длину и 2 аршина 12 вершков в ширину. В часовне было 4 образа и животворящий крест. Крестный ход совершался ежегодно в пятницу после Пасхи.
В приходе Турунтаевской Спасской церкви была на то время одна часовня в деревне Карымской, в десяти верстах от церкви. Часовня была во имя Вознесения Господня. В длину и ширину часовня была по четыре аршина. В ней было четыре образа и животворящий крест. Празднование и крестный ход ежегодно совершались в день Вознесения Господня. (Д.248, л.5-6).
В 40-х годах XIX века в селении Туркинском уже существовала Богородицкая церковь, где священником служил иеромонах Свято-Троицкого монастыря Ермоген с послушником Андрианом Мироновым. В течение всего XIX века население волости почти поголовно было православным, за редким исключением. К концу века в Итанцинской волости было уже несколько десятков евреев, а также по несколько человек мусульман и католиков (ссыльных). Казаков по переписям XIX века не значилось вообще, как не было и старообрядцев (раскольников).
А.Козин.