Из истории Православия на прибайкальской земле


Остроги и поселения в Забайкалье строились в середине XVII века. В 1647 г. русские заложили Верхнеангарский острог, в 1648 – Баргузинский, в 1652 – Баунтовский, в 1653 – Иргенский, в 1658 – Телембинский и Нерчинский, в 1662 – Кучидский, в 1665 – Селенгинский, в 1666 – Удинский. На Селенге немного позднее строятся Кабанский острог и Ильинская слобода. В 1679 году на устье Итанцы, правого притока Селенги, был построен Итанцинский острог.

Итанцинский острог был построен в 1679 г. на месте существовавшего до него зимовья. Об этом, а также о размерах острога, мы находим сведения  в путевых описаниях российского академика Г. Ф. Миллера, относящихся к 1735-1739 годам: «Этот острог, который вначале некоторое время имел название зимовья, был построен в 1679 г. такого же образца и величины, как Еравна и Телембинск, но со временем был расширен до 25 саженей в длину и 20 саженей в ширину (54х43 метра – прим. авт.). Со стороны, противоположной реке, посередине одной стены острога имеются ворота, а над ними башня. Внутри острога имеются ворота,  а над ними башня. Внутри острога есть судная изба с амбарами, а вне острога церковь Спаса нерукотворного образа и 12 дворов жителей». (По А.Х.Элерту)  В два обширных амбара свозили оброчный и другой крестьянский хлеб, собиравшийся воеводской канцелярией. Острог превратился вскоре в пункт административного управления. Даже двор приказчика находился вне острога в соседстве с 11 домами обывателей и церковью (построена в 1706 г.). 

   При строительстве  острога были возведены крепостные стены и одна надвратная башня. По углам стояли боевые башни. В дальнейшем серьезных крепостных сооружений не производилось, что было связано с рядом исторических обстоятельств. В 80-х годах XVII века назрел конфликт между Российской и Цинской империями. В 1686 году в Нерчинск прибыл полномочный российский посол граф Ф.Г.Головин. Он побывал с инспекцией на Селенге – в Итанцинском остроге и Троицко-Селенгинском монастыре. После подписания в 1689 г. Ф.А.Головиным Нерчинского договора с Китаем отпало, видимо, военное значение целого ряда забайкальских острогов, в том числе и Итанцинского. И с того времени Итанцинский острог функционировал просто Острожным селением, впрочем, в ведении которого находились многие подданные инородцы, платившие сюда дань вплоть до указа Петра от 1703 года.  (Русско-китайские отношения в 18 веке. Том 2. 1725-1729. М. «Наука», 1990). 

   Отсутствие в Итанцинском остроге крепостных сооружений подтвердил в 1725 году другой русский дипломат С.Л.Владиславич-Рагузинский, отметив в своем путевом журнале: «От Ильинского острогу до острогу Итанцинского 46 верст. Оной острог над речкою Итанцою, впадающею от левой стороны в Селенгу, крепости никакой нет». (Русско-китайские отношения, 1990). 

   Земли в непосредственной близости от Итанцинского острога были крайне неудобными для земледелия, к тому же очень ограниченные площади, зажатые со всех сторон скалистыми горами. Поэтому русское население постепенно стало осваивать угодья по долине реки Итанца. Расселение же от острога по Селенге было, видимо, невозможным, поскольку земли здесь распределялись централизованно из Москвы. К тому же ими завладела церковь – Посольский и Селенгинский монастыри.                   

   К Итанцинскому острогу в начале XVIII века были приписаны 22 деревни, протянувшиеся цепочкой вдоль реки Итанцы на расстоянии 50-60 верст. В основном это были совсем небольшие деревеньки в 2-3 двора.

Воротами Баргузинского края являлся Итанцинский острог. До 60-х годов XVII века Баргузинский край еще подвергался нападениям и грабежам со стороны монгольских ханов. Ясачные тунгусы в 1663 г. били челом в Баргузинском остроге, прося помощи и защиты. Селенгинский и Удинский остроги, построенные в 1665 и 1666 годах, в какой-то мере обезопасили устье Селенги, Баргузинскую и Итанцинскую долины.

22 марта 1703 года указом Петра 1 после обращения с челобитной к царю хоринские буряты выведены из подчинения Итанцинскому острогу и переданы в ведение Еравнинского острога.

В конце XVII и начале XVIII века некоторое оборонительное значение имел Троицко-Селенгинский монастырь. Находясь недалеко от Ильинского и Итанцинского острогов, он вместе с ними прикрывал с юга Баргузинский край во время нападения монгольских ханов во второй половине XVII века. Крепкие стены монастыря, соединенные  шестью сторожевыми башнями, могли выдержать длительную осаду. Еще в 30-е годы XVIII века, когда тревожные дни в Забайкалье ушли в прошлое, святые отцы имели в своем распоряжении артиллерию оружейную, состоявшую из трех пушек, 65 самопалов, двух пистолетов, четырех бочек пороха, около трех пудов свинца и прочее. (Центр. гос. архив древних актов, ф.199, оп. 2, д.481).

 

«Первый раз р. Итанца увидела русских в 1653 г., когда А. Пашков, идя в Забайкалье, остановился здесь. Итанцинское зимовье было основано в 1679 г. недалеко от устья р. Итанцы. К концу XVII в. зимовье перенесли вверх по р. Итанце. Был срублен стоячий острог «мерою кругом 14 сажен» на правой стороне реки с 4 глухими башнями. Над воротами стояла пятая башня, выполнявшая также функции часовни. 21 марта 1701 г. последовало распоряжение о строительстве нового острога. К 1736 г. был сооружен острог в форме прямоугольника, длиною с востока на запад в 25 сажен, а в ширину - 20. По углам стояли глухие башни; на восточной стене находились проезжие ворота. Здесь размещались приказная изба и амбары. За стенами острога находились Спасская церковь, двор приказчика и 11 обывательских дворов. В 1699 г. гарнизон Итанцинского острога состоял из 18 казаков. В 1701 г. сюда были поселены оброчные крестьяне. Население росло медленно, и к 1772 г. во всей Итанцинской волости в 20 маленьких деревушках проживал 371 человек. Итанцинский острог выполнял роль дозорного сторожевого поста и ведал сбором ясака. Но с начала XVIII в. делаются попытки завести здесь хлебопашество. В трех верстах от острога строится мельница. Однако место было каменистое, и в конце XVIII в. жители переселились в селения вверх по р. Итанце» (Резун Д. Я., Васильевский Р. С., 1989, с.168). Первая церковь основана в 1689 г. при остроге, вторая построена в 1736 г. Впоследствии приход и причт перенесли в село Турунтаево.

СВЯЩЕННИКИ: АВРААМИЙ ДМИТРИЕВ БЕЛЫХ - служил в конце 1720-х гг. АЛЕКСЕЙ АВРААМИЕВ БЕЛЫХ - служил в конце 1720-х гг. ЛАРИОН АЛЕКСАНДРОВ - служил в 1730-х гг. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Петр Авраамиев Белых - причетник в конце 1720-х гг. Архип Трунов - дьячок в 1730-х гг. Стефан Ларионов Александров - пономарь в 1730-х гг.

 

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь был основан в мае 1681 года. Это был первый монастырь за Байкалом.  По приказу тобольского митропорлита Павла 11 мая 1681 года игумен Феодосий, черный священник Макарий и с ними еще 10 человек прибыли на Селенгу, где велено было им «построить монастырь на Селенге-реке и в иных даурских городах и острогах и призвать крестить в православную веру иноземцев». (ЦГА РБ, ф.262, оп.1, д.146, л. 6). Тогда же была построена одна церковь на монастырском иждивении, то есть на средства митрополии. Остальные церкви архитектурного ансамбля Троицкого монастыря были возведены в 1715 и 1724 годах и подвергались за тем неоднократным перестройкам вплоть до конца XIХ века.

     Зависимые от монастыря люди по выполняемой работе и хозяйственном укладу делились на несколько групп: пашенные крестьяне, вкладчики, служители, бобыли. Кроме пашенных крестьян в монастыре обретались пропитанные, отставные солдаты, «больнишники», находившиеся на излечении в монастырских кельях, арестанты, служители при монастыре и прочие.  В Троицком монастыре было 127 человек обоего пола, священнослужителей – 13 человек. В 1750-1770 годах в трех вотчинах Троицкого монастыря насчитывалось 529 душ обоего пола зависимых людей. Во всех вотчинах Троицкого монастыря в середине XVIII века крестьяне засевали около 200 десятин казенной пашни.

   По структуре крестьянские хозяйства во всех вотчинах были схожими: земля, огород, скот, сено, двор с постройками. Почти все крестьяне пахали на монастырь десятинную пашню. Но при всей схожести хозяйственного уклада прослеживалось имущественное неравенство. Семья с большим количеством рабочих душ могла поднимать относительно большой массив земли, заготавливала больше сена для скота. Порой большие семьи были на самом деле неким объединением 2-3 семей. 

   Земельные участки монастырских крестьян были небольшими. Преобладали пашни размером от одной до десяти десятин. Из 85 семей монастырских пашенных крестьян Троицкого монастыря такие пашни имели 65 семей, то есть более 75 процентов. От 11 до 15 десятин принадлежало 15 семьям. Четыре семьи имели по 20 десятин. Налоговое обложение монастырских крестьян мало отличалось от обложения крестьян государевых. По данным ревизий 1719 и 1744 годов в подушный оклад было введено 389 душ Троицкого монастыря.

   Поселенец, пожелавший селиться на монастырских землях, получал на первоначальное обзаведение лошадь, корову, 20 пудов зерна, косу, сошники, медный котел, два серпа, топор. За это крестьянин обязан был вспахать и засеять одну «казенную» десятину монастырским зерном, а когда приспеет время, сжать и собрать хлеб и доставить его в монастырские амбары.

    В условиях Забайкалья наличие в крестьянском хозяйстве двух-пяти коров не решало полностью проблему питания большой семьи. Коровы были малодойными. Хлеб стоил дорого. В 30-50-х годах XVII века пуд круглой ярицы продавался в Селенгинском воеводстве по 23-25 копеек. Мука здесь была в два-два с половиной раза дороже, чем в Иркутском округе. Для обработки земли беднякам не хватало коней. И в то же время монастырским пашенным крестьянам принадлежало большое количество скота.

   Монастырь собирал с крестьян достаточное количество хлеба и часть его пускал в продажу. Так, в 30-е годы XVIII века Селенгинский монастырь продал 8-9 процентов хлеба, собранного с крестьян. В 50-е годы продавалось уже 12-15 процентов  сбора.

   Документы архива Троицкого монастыря дают возможность проследить взаимосвязь условного землепользования крестьян и их отношения к монастырю как собственнику земли. Владение собственной  пашней обусловливалось обработкой монастырской «казенной» пашни и выполнением ряда «здельев». Но верховным собственником земли в Сибири было, конечно, государство. Так что монастырские крестьяне имели двух хозяев. В пользу монастыря они выполняли отработку или платили продуктами, а в пользу государства вносили оброчные деньги (налог).

   Чтобы держать крестьян в повиновении, монастырское начальство разработало специальные правила управления, предусматривающие телесные наказания крестьян, которые  «явятся в непокорствах». К концу XVIII, началу XIХ века обособленность монастырских крестьян была утрачена. Они окончательно слились с государевыми крестьянами.

 

ПОКРОВСКАЯ церковь в с.Покровка, приписная к Ильинкинской Богоявленской

Село основано в конце 1690-х гг. «На правой стороне реки, за островом, в пади между горами, раскинулось село Покровское, в средине его выделяется деревянная крашенная церковь...» («ЗЕВ», 1902, № 6, с.7). При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Лидия Прокопьевна Останина (ПКЗО, 1911.С.97).

 

Рисунок острога Copyright (c) 2004. Восьмое небо. Vesta-Entertainment.

 

 

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz