Места поклонения, часовни, церкви и монастыри

fotos/krestny_hod.JPG fotos/altar_baturin1.JPG fotos/P9170010.jpg fotos/altar_baturin2.JPG

1. БАТУРИНСКАЯ СРЕТЕНСКАЯ

Ранее церковь была деревянная. В феврале 1811 г. прихожане решили «за ветхостию деревянной выстроить при том же месте каменную о двух департаментах и о двух приделах: первый, нижний, «теплой», - во имя Сретения господа нашего; второй, верхний, «холодной», - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширины на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную ж и полату кладовую, оную украсить пре­жним благолепием и елико можно». Закладка состоялась летом 1813 г., а само строительство растянулось на годы. В сентябре 1829 г. освятили нижний придел, а еще через семь лет, в августе 1836 г., - верхний (МинертЛ.К., 1983, с.121). В 1878 году при храме открыта церковно-приходская школа («ЗЕВ», 1907, № 17, с.367). В 1910 г. была двухклассной, учите­ля - Елевфед. Иван. Димов и Козьма Иван. Иванов, награжден­ный 6 декабря 1912 г. золотой медалью, на Аннинской ленте («ЗЕВ», 1913, №№ 8-9, с.ЗЗ). В приходе сей церкви, в с. Зырянск существовала церковно-приходская одноклассная школа, в которой учительницей была Мария Васильевна Демидова (ПКЗО, 1911,с.96).

После закрытия 28 мая 1935 г. церковь использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37). Передана в пользование Православной Церкви приказом Ми­нистерства культуры РБ за № 110 от 14 мая 1999 г. С 12 мая 1999 г. в церкви проведены реставрационные работы под попечительством братьев Георгия, Геннадия и Евгения Пруидзе. Кроме того, было запроектировано строительство иконной лав­ки, двухэтажного дома священника, трапезной, гостиной для при­езжих и свечного заводика. В настоящее время уже возведены иконная лавка и трапезная" («Бурятия», 1999, 17 августа, с.6). 28 ноября 1999 г. состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ о. ОЛЕ­ГОМ (МАТВЕЕВЫМ). На освящении присутствовал президент Республики Бурятия Л. В. Потапов. 8 марта 2000 г. при храме образован женский монастырь.

СВЯЩЕННИКИ: ИОАНН ЕРЖЕНИН - служил с 1844 г. до 3 апреля 1864 г., затем заштат, скончался 29 июня 1869 г. АЛЕКСАНДР КРОПОТОВ - служил с 19 октября 1864 г. по 1870 г. АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ - служил с 1870 г. по 1877 г. НИКОЛАЙ НИКОЛЬСКИЙ - служил с 1877 г. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВ ПОПОВ - служил с 1905 г. по 1910 г. ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВ ПЕРФИЛЬЕВ - служил с августа 1907 г. по 1910г. ИЛИЯ ВАРФОЛОМЕЕВ БЕНКОГЕНОВ - служил с 1910 г ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АГАФОНОВ - служите 16 августа 1999г. ДИАКОНЫ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ МАТРЕНИНСКИЙ - служил на должн. псаломщика до 19 октября 1904 г., также был старшим учителем двухклассной церковно-приходской школы. РОМАН ПНЕВ - служил на должности псаломщика с 10 сен­тября 1913г.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Иннокентий Прохоров Разсохин - пономарь до 1 марта 1864 г. Николай Корнаков - причетник с 1866 г. до 15 июня 1867 г. Николай Полиектов Косыгин - (бурят) - псаломщик до 1883 г. Алексей Шергин - пономарь с 1883 г. Алексей Николаев Попов - псаломщик до 11 февраля 1902 г. Василий Пляскин - исп. должн. псаломщика с 19 октября 1904 г. по 10 сентября 1905 г. Дормидонт Кобылкин - псаломщик в 1910 г. Иннокентий Павлов Жепезников - (бурят - сын диакона) - пса­ломщик с 30 апреля 1910 г. Скончался в 1912 г. Иоанн Александров Кондаков - исполн. должн. псаломщика с 5 февраля 1911 г. по 19 декабря 1912 г. (Сын заштатного священника). Гавриил Хомчик - псаломщик, скончался 8 августа 1913 г. в Читинской больнице.

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Терентий Егоров Копылов - крестьянин, в 1863-1865 гг. Петр Максимов Неродов - крестьянин, в 1869 -1871 гг. Филипп Александров Седунов - крестьянин села Зырянско­го, в 1878 -1880 гг.

2. ГОРЯЧИНСКАЯ (Туркинская) БОГОРОДИЦЕ-КАЗАНСКАЯ с приделом во имя СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИР ЛИКИЙСКИХ.

Впервые горячий источник был открыт в 1680-х гг.- «...в про­шлых де годех... есть на берегу край Байкала озера ключ, из земли течет горячей и от той де воды рука не терпит... И он де Петруш­ка тот ключ сам видел...» (Из отписки, 1986, с.43). Официально горячий ключ открыт в 1753 году, а в 1823 г. при Туркинских минеральных водах определили постоянного врача и при нем лекарского ученика (ПКЗО, 1911, с.6, 10). В 1851 г. здесь постоянно проживало 4 ревизские души. В 1890 году 1 февраля была открыта церкйвно-приходская школа («ЗЕВ», 1907, № 17, с.371). В 1910 г. учителем был Иван Иванов Березовский (ПКЗО, 1911, с.97). «В с. Горячинском, на Туркинском минеральном источнике, являющимся в настоящее время самым лучшим и благоустроенным в Забайкалье курортом, скоро начнется постройка обширнаго каменнаго храма, стоимостью в 50-60 тысяч рублей. Старый храм предполагается из с. Горячинскаго перенести в с. Гремячинское» («ЗЕВ», 1914, №4,с.134). Церковь закрыта постановлением Президиума ЦИК БМАССР от 1 июня 1938 г. (НАРБ, ф.Р-248, оп. 11, д. 105, л. 173); и разобрана на дома для работников курорта (НАРБ, ф.Р-248, оп 3 д 207 л. 13, 37). Православный приход вновь зарегистрирован 18 мая 1994 г

СВЯЩЕННИКИ: ВАСИЛИЙ РЕЩИКОВ - служил до 15 апреля 1864 г. КОНСТАНТИН ДРОЗДОВСКИЙ - служил в 1890-х гг ПАВЕЛ СЕМЕНОВ БЕРДЕННИКОВ - служил в 1910-х гг. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОРНАКОВ - служил с 1914 г„ в 1915 г. награжден скуфьей (Сын заштатного протоиерея - АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1836 г. рождения, проживавшего вме­сте с сыном - 16 октября 1916 г. в с. Горячинском праздновали 50-летие служения его в священническом сане). НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГУЗЕНКО - настоятель с 16 июля 1998 г. (Рукоположен в августе 1997 г.) ДИАКОНЫ: ИННОКЕНТИЙ МАКСИМОВ ПЕТЕЛИН - (бурят) - служил с 30 мая 1913г. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Захарий Иоакинфов Мороков - псаломщик до 16 ноября 1904г. 154 Иоанн Иванов Березовский - псаломщик с 13 декабря 1904 г. по 1910-е гг. Прокопий Малков - псаломщик с 16 ноября 1910 г. Прокопий Маковеев - псаломщик в 1912 г. ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Семен Игнатьев Гаинцов - крестьянин, в 1863 -1865 гг. Павел Безпрозванный - крестьянин, в 1869 -1871 гг. Иосиф Хлесткин - крестьянин, в 1879 -1881 гг. Лазарь Семенов Госинцев - крестьянин, в 1893 -1896 гг Александр Георгиевич Кузнецов - с 1994 г.

3. ИЛЬИНКИНСКАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ.

Село Ильинка возникло как заимка селенгинских служилых людей в конце 1660-х гг. и поэтому долгое время носила другое название - Большая Заимка, а село Троицкое называлась - Средняя Заимка. В начале 1680-х гг. иркутские воеводы доносили правительству, что в Забайкалье сложилась тревожная обстановка, так как монгольские ханы угрожают «воинским приходом на твои, великого государя, селенгинские остроги, и ясачные селенгинс-кие брацкие люди в Селенгинском уезде живут с великим опасением...». Больше всего русские и буряты страдали от отгона скота и коней. Это бедствие приводило к разорению не только селенгинских жителей, но и бурят с Итанцы в непосредственной близости от Большой Заимки. В 1687 г. начались спровоцированные и руководимые маньчжурами настоящие военные нападения на Забайкалье. Конные отряды Очирой Сайн-хана осадили Селен-гинск и Верхнеудинск, но несмотря на огромный численный перевес войска Очирой Сайн-хана в ряде сражений потерпели поражение - они не смогли взять ни одного острога и отступили назад. Правительство, обеспокоенное положением дел в Забайкалье, отправило посольство во главе с великим и полномочным послом России Федором Алексеевичем Головиным, сыном тобольского воеводы, пожалованного в окольничие и получившего титул наместника Брянского. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал (1699) и генерал-фельдмаршал (1700), с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Был хорошо образован, владел латинским и английским языками. Уже после смерти, в 1715 году, в Ам­стердаме вышло его сочинение «Глобус небесный»). Головин имел в своем распоряжении 2000 стрельцов и казаков. Уже в августе 1687 г. Головин со своим отрядом прибыл в Забайкалье, первоочередную задачу он видел в укреплении Селенгинского и Верхнеудинского острогов и строительство новых - Итанцинского, Ильинского и Кабанского. В 1688 г. было начато строительство Ильинского «стоячего острога, окружностью в 230 саженей (490 метров), в стенах были сделаны в два ряда бойницы», и в начале 1689 г. острог был поставлен. Рядом с ним располагались дворы жителей Ильинской слободы, которая считалась большой деревней: в ней было около 20 дворов служилых и пашенных людей. Они, по свидетельству Спафария, «хлеба пашут много». Известно, что слободами назывались деревни, где имелась церковь. Сам острог представлял из себя четырехугольник, обнесенный деревянным палисадом, с одной проезжей башней посередине и с двумя глухими башнями по углам. На двух других углах острога стояли изба и амбар. По приказу Головина, в 1688 г. здесь было поселено на службу и на пашню 65 мужчин. В 1693 г. на посаде за острогом было до 40 дворов, военную службу несли 20 казаков. В конце 1690-х гг. на противоположном берегу реки воз­никает Покровская слобода. К 1772 г. деревянные острожные укрепления обветшали и совсем развалились. «Однако, - писал П. Паллас, - церковь и обывательские дома многие хорошо выстроены». Остатки прежних строений сохранились до 1917 г. Используя в течение многих веков лесные материалы, жители Руси прекрасно изучили особенности пород деревьев и возможности их применения для тех или иных работ. Как писал Л. Н. Толстой, русский человек «владел топором, как волк владеет зубами...оди­наково верно со всего размаха раскалывал топором бревно, и взяв топор за обух, вытачивал им тонкие колышки и вырезал ложки». Обычно лес заготовляли в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленные деревья при сушке поэтому не коробились. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы, а смолистое дерево, как известно, меньше поддается гниению, прочнее и долговечнее. Лиственница использовалась на первые три венца строения. Она не боится сырой земли, тающего снега, служит надежной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающий потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. Из лиственницы изготовляли желоба-водостоки, охлупень, воротные столбы, строили бани и погреба. Весь остальной сруб делали из сосновых бревен, более легких и «теплых». При строительстве сруба ориентировались на «южную» или «северную» часть ствола - северной, более крепкой, клали вниз, а южной, более мягкой, - вверх. При этом достигалась плотность сочленений венцов. Из ели выполняли конструктивные части кровли - курицы. На крышу кололи пихтовик. Чистый и гладкий в обработке кедр шел на наличники, отделку избы и воротные полотна. Из древесины березы точили посуду, деревянные части орудий труда, а также гнули дуги, колеса, полозья, делали столы, полки, лавки и другую мебель. Широкое применение находила береста - она употреблялась как проклад­ка при строительстве, из нее делали прекрасную крепкую посуду - туески, ковши и др. При строительстве, все верхние бревна сру­ба имели в нижней части продольные углубления - пазы - и плотно охватывали округлость нижнего бревна. Между бревнами были прокладки из бересты или моха. Сруб был рублен «в обло», такое соединение стен делает их более устойчивыми при землетрясениях. Пол в домах делался из половинок бревен, положенных плоской поверхностью вверх, а кругляком вниз. Держались бревна на массивных балках, врубленных в стены избы и всегда на некотором расстоянии от земли. Земляных полов в Сибири, как и на севере России, никогда не было. Чем ближе к нашему времени, тем чаще встречается несколько иная кладка стены: желоб вырубался в нижнем бревне, и в этот желоб вкладывалось верхнее бревно. Такой способ кладки удобнее для плотника, но стена, сделанная таким образом, более подвержена гниению, так как дождевая или талая вода легко может просочиться в углубление нижнего бревна. Село Ильинка до 1807 г. являлось центром Ильинской волости Селенгинского дистрикта Удинской провинции.

Первую деревянную церковь с двумя приделами построили 19 января 1689 г. Вплоть до 1758 г. по указу Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца здесь находился благочинный всего Селенгинского дистрикта. Каменный храм построили в начале 1800-х гг., покрыли железом в 1867 г. при активной помощи сборщиков - крестьян Тарасия Касьянова и Ипполита Астраханцева («ИЕВ», 1867, № 14, с. 105). Общие размеры храма в плане 10, 52 х 27, 07 м. Толщина стен храма 175 см., трапезной 118 см. Имело два придела: верхний и нижний. В 1730 г. было 75 дворов, а в 1807 г. - 39 домов с населением 227 душ обоего пола. В 1893 г. прихожан было 2020 душ мужского и женского пола. При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Мария Ивановна Громова (ПКЗО, 1911.С.96), «В центре села вдоль по улице на возвышенном месте красуется столетний двухэтажный каменный храм, по архитектуре один из лучших в округе. По одной линии с церковью расположены при­чтовые дома, а рядом с ними красивое здание одноклассной церковно-приходской школы, крытое белым цинковым железом» («ЗЕВ», 1902, №6,с.7). «Причт и староста выражает благодарность за пожертвования в Ильинскую церковь: 1) крестьянке Евдокии Тарасиевне Старковой, на обновление иконы - Знамения Божией Матери, -40 р. 2) крестьянке Евдокии Андреевне Красиковой, за пожертвование на св. престол и жертвенник покрывало белого муара в 15 р. 3) крестьянке Матрене Рожицыной - 3 р. 4) крестьянину Андрею Григорьевичу Старцеву, за пожертвование в Татауровс-кую часовню (что при станции) иконы Св. Николая в 30 р. 5) начальнику Татауровского почтового отделения, г. Окладникову-3 р. 6) кр-ну Кириллу Вас.Черепанову - 5 р. 7) крес­тьянину Андрею Старцеву - 6 р.» («ЗЕВ», 1914, № 17, с.626).

В 1930-е гг. после закрытия и перестройки использовали под неполную среднюю школу (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37). Впоследствии находились мастерские, затем гостиница. Православный приход зарегистрирован 1 июля 1994 г. В настоящее время церковь передана в пользование Православной церкви. 15 октября 1998 г. замироточила икона пророков Давида и Исайи (ПБ, 1998, 31 октября, л. 5).

СВЯЩЕННИКИ: ДАНИИЛ ИВАНОВ ШЕРГИН - закащик Селенгинского дист­рикта по указу Святителя ИННОКЕНТИЯ от 1728 г., служил с 1720-х гг. по 7 февраля 1738 г. МАРКО ГРИГОРЬЕВ РОДИОНОВ - служил в 1750-х гг. ГРИГОРИЙ МАРКОВ РОДИОНОВ - служил в 1770-х гг ПЕТР ПОПОВ - служил до 11 мая 1893 г. ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВ ТОМИЛИН - служил с мая 1893 г. ИОАНН СТЕФАНОВ КОЛОДЕЗНИКОВ - служил с 1903 г. по 12 мая 1911 г. ФЕОДОР ИУСТИНОВ ТУРКИН - служил настоятелем с 12 мая 1911 г. по 10 марта 1914 г. ИЛИЯ КОРНАКОВ - служил настоятелем с 10 марта 1914 г ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ КИЗАРЕВ - настоятель, служил с 2 августа 1996 г. по 1 сентября 1998 г. (Родился 20 мая 1971 г. Рукоположен 2 августа 1996 г.) 158 ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРЦЕВ - настоятель по совмес­тительству с 1 сентября 1998 г. С 1 июня 1999 г. штатный настоятель (Родился 7 октября 1962 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.). ДИАКОНЫ: ВАСИЛИЙ ПЕТРОВ - служил в 1730-х гг. ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУШАКОВ - служил с 21 августа 1998 г. по август 1999 г.  ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Родион Нетесов - дьячок в 1730-х гг. Никита Жданов - пономарь в 1730-х гг. Илья Павлов Железников - (бурят) - псаломщик с 1910 г. по 18 июля 1913 г. Василий Калмынин - исполн. должн. псаломщика с 22 авгус­та 1913 г. Отстранен с 22 января 1914 г. Иоанн Петелин - исполн. должн. псаломщика с 23 января 1914 г. Позже эмигрировал. В 1945 г. протоиерей Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний - КНР) (Поздняев, 1998, с.87). ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Евдоким Касьянов - крестьянин, в 1878 -1880 гг. Симеон Иосифов Кириков - крестьянин, в 1913 -1918 гг.

4. ИТАНЦИНСКАЯ СПАССКАЯ.

«Первый раз р. Итанца увидела русских в 1653 г., когда А. Пашков, идя в Забайкалье, остановился здесь. Итанцинское зимовье было основано в 1679 г. недалеко от устья р. Итанцы. К концу XVII в. зимовье перенесли вверх по р. Итанце. Был срублен стоячий острог «мерою кругом 14 сажен» на правой стороне реки с 4 глухими башнями. Над воротами стояла пятая башня, выполнявшая также функции часовни. 21 марта 1701 г. последо­вало распоряжение о строительстве нового острога. К 1736 г. был сооружен острог в форме прямоугольника, длиною с востока на запад в 25 сажен, а в ширину - 20. По углам стояли глухие башни; на восточной стене находились проезжие ворота. Здесь размещались приказная изба и амбары. За стенами острога на­ходились Спасская церковь, двор приказчика и 11 обывательских дворов. В 1699 г. гарнизон Итанцинского острога состоял из 18 казаков. В 1701 г. сюда были поселены оброчные крестьяне. Население росло медленно, и к 1772 г. во всей Итанцинской волости в 20 маленьких деревушках проживал 371 человек. Итанцинский острог выполнял роль дозорного сторожевого поста и ведал сбором ясака. Но с начала XVIII в. делаются попытки завести здесь хлебопашество. В трех верстах от острога строится мельница. Однако место было каменистое, и в конце XVIII в. жители переселились в селения вверх по р. Итанце» (Резун Д. Я., Васильевский Р. С., 1989, с.168). Первая церковь основана в 1689 г. при остроге, вторая построена в 1736 г. Впоследствии приход и причт перенесли в село Турунтаево.

СВЯЩЕННИКИ: АВРААМИЙ ДМИТРИЕВ БЕЛЫХ - служил в конце 1720-х гг. АЛЕКСЕЙ АВРААМИЕВ БЕЛЫХ - служил в конце 1720-х гг. ЛАРИОН АЛЕКСАНДРОВ - служил в 1730-х гг. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Петр Авраамиев Белых - причетник в конце 1720-х гг. Архип Трунов - дьячок в 1730-х гг. Стефан Ларионов Александров - пономарь в 1730-х гг.

5. КОТОКЕЛЬСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ - на острове.

Озеро Котокель расположено в двух километрах от берега Байкала, в межгорном понижении. Оно окружено горно-лесным ландшафтом и лишь на северо-востоке имеет топкое низменное побережье. Озеро вытянуто с юга на север на 16 км, наибольшая ширина 7, 5 км, глубина 7-8 метров, наибольшая 14 метров, площадь 68, 9 кв.км. Вода в озере теплая, вокруг песчано-галечные пляжи. Издавна в озере было много частиковой рыбы, таких как окунь, сорога, язь, щука, сазан, лещ. В северной половине Котокеля имеется гористый остров размером в самом широком месте около 2 км, высотою более 100 метров. Остров называется Монастырским - на нем до 1930 года был монашеский скит Троицко-Селенгинского монастыря с церковью во имя Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Исключительные права на рыбные ловли на озере Котокель и прилегающих к нему речках имел этот монастырь. Самый первый «владетельный» указ датируется 1723 годом. Затем в 1745 и 1750 гг. монастырю были отведены рыбные ловли от устья Селенги вверх по Байкалу. Позже, в 1797 году монастырю было высочайше разрешено ловить рыбу в оз. Котокель и реках Турка и Коточик. В 1800 г. эти места были отданы в монопольное владение монастырю «навсегда беспрепятственно» (НАРБ, ф.262, оп.1,д.146,лл.2-3;ф.391,оп.1,д.10,л.12об. и 80 об). В 1780-х гг. на этом острове «явился образ Св. Николая. Предание об этом явлении повествует так. Баргузинские купцы Новиковские и Черновы, ехавшие в зимнее время по Байкалу, сбились с дороги, потому что поднялась вьюга, долго блуждали и уже потеряли надежду отыскать путь, - как, неожиданно, выехали на Катокиль, к монастырскому Зимовью. Но они еще раньше видели на утесе огонек, как бы от горящей свечи, который све­тился, несмотря на ветер и вьюгу. Прибыв на остров, купцы поспешно отправились с монастырскими людьми на то место, где святился огонек и обрели икону Св. Николая чудотворца (Икона небольшая: выш. и шир. вершк. Резное изображение Святителя как бы в киоте, в правой руке Св. Николай держит церковь, а в левой меч (копия Можайскаго чуд. Образа), в фелони. По всем признакам - весьма древнее изображение) и пред нею горящую свечу. С благоговением приняли Баргузинцы Св. икону и с радостию поспешили с нею в Баргузин, где торжественно были встречены клиром церковным и всем населением. Но, по преданию, Святитель Николай недолго оставался Св. своею иконою здесь. Св. икона его оказалась снова на Катокиле. К этому времени нужно отнести построение часовни под утесом, на котором не раз была обретаема Св. икона. Сохраняется предание, что после перваго возвращения Св. иконы жители Баргузина, собравшись, прибыли на место явления на Катокиль с тем, чтобы унести Св. икону; подняли ее из часовни с острова и не мало отойдя, остановились на отдых, икону-же поставили в стороне на камне; когда собрались идти дальше, иконы не оказалось на камне. Воз­вратившись на Катокиль, нашли Св. икону там. После прилежной, со слезами, молитвы и обещания возвратить Св. икону об­ратно, подняли и донесли ее до Баргузина - безпрепятственно. (Показание кр. Зыряновскаго селения Якова Петрова и жены его - Быченковых 80-летних старцев). В память пребывания Св. иконы в Баргузине и не редких случаев принесения ея туда -имеется в Баргузинском соборном храме кафедра, производя­щая на посетителя отрадное впечатление, когда установлен бывает образ Великаго Чудотворца. Преосвященнейший Мелетий, Епископ ныне Якутский, быв­ши в Забайкальской миссии иеромонахом,... за 1874 г... поместил «Повесть о Катокильском образе Св. Николая...» Оный образ Святителя и Чудотворца Николая... кем вырезан и откуда принесен никакого известия нет, а известно только, от стариков, что назад тому лет 60 или более (мое - около 1810-1815 гг.) на о. Катокильском находилась часовня, при которой определены были при зимовье от Троицкаго Селенгинскаго мо­настыря рабочих 6 челов., из коих два человека назначены были для рыбопромышленности, а четыре человека - находились безотлучно на том острове при часовне (при зимовье) и в одно лето, напав на то зимовье (там находился монастырский скит, окашивались заливы, пазухи и побережья Катокиля и речек, следов., корму было достаточно; притом зимовье служило заезжим стоялым двором, в зимнее время до 6 мес.), разбойники убили живущих четырех человек (почему ныне и место то называется «убиенным мысом»); после этого, по распоряжению Троицкаго Архимандрита, монастырское имущество, отправлено было в монастырь. С оным взят был и упомянутый образ Святителя и Чудотворца Николая. Чрез то и остров Катокильский остался опустевшим. Таковое опустение и продолжалось от Св. Четырехдесятницы до праздника Пентикостии (Пятидесятницы), после коего Архимандрит того монастыря неизвестно по какому случаю, но конечно, по внушению Божию, с церковной церемонией препро­водил тот образ Св. Николая сам. В то время река Кика имела столь сильное наводнение, что выступила из берегов. А потому и бывшие при церемонии, препровождавшие образ, принуждены были остаться на сей стороне берега. Несший-же икону Свя­тителя крестьянин Иван Кафтанчиков перешел чрез быстроту водную без всякаго препятствия, чрез которую и на конях проехать было невозможно. Препровождавшие-же ту икону люди одержимы были страхом и ужасом, и, боясь вдаться в речные быстрины к переходу, оставив икону при одном стороже, возвра­тились в свои домы. О каковом происшествии показывают с клятвою крестьяне Никита и Прохор Гурулевы, первый 76 лет, а последний 72 лет, кои были очевидными свидетелями. Запись об этом событии была проверена настоятелем Троиц­каго Селенгинскаго монастыря Архимандритом Иларием. Это дело (продолжает Преосв. Мелетий - мое - Якимов) из явных чудес Святителя, поразившее необычайностью общество богомольцев, бывших в церковной процессии! Но сколь многократно, по одной молитве народа к угоднику, внезапно посылал­ся дождь на жаждущую землю и люди спасались от бедствий неурожая! Сколько подобных чудес, неявленных сонму людей, но ведомым получившим милость от Бога, по ходатайству и заступлению Великаго Угодника! Не даром самые язычники умягчаются сердцем и не вольно преклоняются, в чувстве благоговения, пред христианскою святынею, а в особенности пред Св. Николаем, просвещающих зарею чудес своих все концы вселенной! В то время, когда Преосв. Мелетий довершал эти строки, Угодник Божий Св. Николай чрез свой «Катокильский образ» подтверждал описываемое и готовил новыя чудесныя знамения. 1874 г. в Баргузинском округе до половины лето было бездождие и засуха; жители, по вере своей, просили Преосв. Мартиниана, Епископа Селенгинскаго... дозволить поднять Св. икону Николая чудотворца, на что и получили немедленное разреше­ние. И как только оное было отправлено в Троицкий мон., Святи­тель послал Баргузинцам утешение: прошли дожди и не смотря на то, что польза от них была запоздалая, в то лето был у них обильный урожай. К тому же времени относят следующее событие: в г. Баргу­зине был доктор С., который видя радостныя и усердныя приготовления горожан ко встрече иконы Св. Николая, произнес неприличныя слова об иконе: вскоре после этого он застрелился!.. В 1880 г. Зырянскаго селения Батуринск. волости, крест. Георгий Седунов с 17 летним сыном промышляли в Октябре белку близ Байкала, имели общий шалаш для ночлега; они ходили врозь и - сын заблудился и не мог найти шалаша, проходил до темно­ты, изнемогший более от страха, чем от усталости, уснул на земле, покрытой уже снегом. Родитель его тщетно искал. На утро сын пошел опять и напал на человеческие следы, по ним дошел до оставленнаго шалаша, но там ничего не было утолить голод. Он хотел отдохнувши по своим прежним следам, но снег их занес, и он остался, надеясь, что кто-нибудь из зверовщиков придет; но эта надежда исполнилась чрез... 7 дней... Он отощал до полнаго изнеможения и хотел покончить с собою, но пришла по­мощь Св. Николая! Его мать, терзаемая страхом, умолила Святителя... Проносили его образ и мать пропавшаго поспеши­ла за ним: усердно молилась, отслужила молебен и обещала проводить Св. икону до Горяченскаго селения, что составляло -в один конец более 100 верст. В этот самый час охотники набрели на занесенный снегом шалаш и услышали движение в нем. Юноша был спасен. Когда мать увидела сына, котораго считала погибшим, она немедленно исполнила данное Святителю Нико­лаю обещание. Сын ея сопутствовал иконе от Баргузина до Троицкой обители, где говел и причастился Св. Тайн. В 1884 г. в Баргузинском округе появилось т. наз. «Кобылка» (род саранчи) в таком множестве, что стала истреблять все по­севы, траву, даже кустарники. Начальство распорядилось, чтобы жители разставили солому по степи чтобы «Кобылка» собира­лась на солому, которую затем жгли. Но «Кобылка» не уменьша­лась. Тогда благочестивые Баргузинские жители, не раз видев­шие помощь Св. Николая, послали в Св.-Троцкий мон. за Св. иконой. После этого «Кобылка» стала уходить в леса, Байкал - и совсем исчезла!.. В 1887 г. во время хождения со Св. иконою по Баргузинскому округу, в сел. Сувинском иеромонах при иконе, отслужив молебен в одном доме, заметил женщину, бывшую среди других, не подошедшую прикладываться и спросил о причине; ему сказали, что у нея отнялись ноги и она не может сама ходить. Иеромо­нах вместе с другими подвел ее к святыне и предложил хозяину взять у него бальзаму - помазать на ночь больной ноги, но за суетою народа забыл дать бальзам. На утро-же больная могла ходить! В 1887-же году когда приближались со Св. иконою Святите­ля и Чудотворца Николая к городу, жители Баргузина готовились ко встрече и мы также были рады сему, - так разсказывало семейство Артемовых, жившие на квартире у Гранина, желая отслужить в занятом помещении молебен Святителю, стали мыть и убирать комнаты, что видя, хозяйка Гранина с недовольствием стала нам выговаривать и с презрением выражаться об иконе Святителя. Но мы поревновали за Св. икону настояли отслужить молебен и съехали с квартиры. Вскоре после Гранина поехала к мужу на прииски и едва не утонула в реке, дала обещание отслужить молебен Святителю. Икону в это время унесли обратно. Муж ея отслужил молебен в Баргузинском храме. Приведенныя здесь свидетельства о чудесных явлениях благодати от иконы Великаго угодника Св. Николая собраны и запи­саны далеко не все. Заметно, что собирать и записывать не в обычае было у пре­шественников (кроме одного чуда перенесения иконы чрез р. Кику). Отрадно слышать и быть даже свидетелями в такой далекой окраине нашего обширнаго отечества среди новопросвещенных светом Христовой веры и непросвещенных язычников монголо-бурят, китайцев, евреев, чудесныя знамения веры Христовой проявляемыя во дни наши от свв. Икон Св. Николая «Катокильс-кой» и «Голоустинской» и великомученика и целителя Пантелеймона и от чудотворной иконы Пресв. Богородицы Споручницы, в городе Троицкосавске. В подкрепление и утешение верующих и к убеждению сомневающихся и не верующих, каковых, к сожалению ныне всюду немало» (Токмаков И. Ф., 1895, с. 22-27). . 31 января 1930 года за № 25 состоялось заседание Центрального Исполнительного Комитета БМАССР, на котором выступил Антонов Лаврентий Петрович - начальник управления Бурмилиции с сообщением: «О ликвидации Николаевского храма и находящегося в нем культового имущества на острове Котокель Баргузинского аймака». ЦИК БМАССР тогда же постановил: «В виду того, что Истокская православная группа верующих, в пользовании которой находился Николаевский храм, не зарегистрировалась в установленном законом порядке и не приняла по договору здание названного храма, что других групп верую­щих, желающих принять указанное здание храма в пользование для религиозных нужд не нашлось, здание Николаевского хра­ма закрыть и передать в распоряжение Баргузинского АИКа для использования по усмотрению последнего» (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.121,л.Ю6). В настоящее время на острове находятся остатки скита в виде руин.

6. ПОКРОВСКАЯ в с.Покровка, приписная к Ильинкинской Богоявленской.

Село основано в конце 1690-х гг. «На правой стороне реки, за островом, в пади между горами, раскинулось село Покровское, в средине его выделяется деревянная крашенная церковь...» («ЗЕВ», 1902, № 6, с.7). При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Лидия Прокопьевна Останина (ПКЗО, 1911.С.97).

7. ТУРУНТАЕВСКАЯ СПАССКАЯ.

Заложена по указу Иркутской Духовной Консистории в 1791 г. и «строением кончана в 1818 году». Она имела два престола: во имя Нерукотворенного Образа Спасителя в глав­ной («холодной») части и Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца в «теплом» приделе, освященном в 1800 г. (Минерт Л.К., 1983,с.120). «Первая церковь сего прихода стояла в принадлежащем оно­му селении Острожном (б. Итанцинский острог) на берегу р. Селенги. Построена была 1706 г. Сгорела». (НАРБ,ф.219,оп.1, д.11, л.1;д.169, л.1). Причт: священник, диакон и псаломщик. Земли при церкви усадебной 2 и сенокосной 55 десятин. Диакону от казны 39 руб. 20 коп. Руга диакону 12 пудов в месяц и 15 саженей дров в год («ИЕВ», 1893, № 4, с.2). «Церковь в с. Турунтаево никем не используется в силу ее непригодности по устройству и может быть лишь использована, по моему мнению, под пожарное депо. Председатель Прибай­кальского АИКа Лисицкий» (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, Д.207, л.37). Вновь приход зарегистрирован 13 июня 1995 г., тогда же и передана церковь. 19 декабря 1999 г. состоялось открытие и освящение придела во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца («Бурятия», 6 января 2000 г., л. 3).

СВЯЩЕННИКИ: ВАСИЛИЙ ОЩЕПКОВ - служил в 1860-х гг., скончался 13 ав­густа 1869 г. ИННОКЕНТИЙ ШАНГИН - служил с 1870 г. ГЕОРГИЙ КОКОУЛИН - служил с 1877 г. ВЛАДИМИР ПАРГАЧЕВСКИЙ - служил до 15 июля 1893 г ПАВЕЛ ВОЛОЧНЕВ - служил с 15 октября 1893 г. АЛЕКСАНДР ГОСТИЛОВСКИЙ - служил с 10 января 1904 г. по 18 февраля 1904 г. в должности помощника настоятеля. 166 ГРИГОРИЙ АВРААМОВ ГРОМОВ - настоятель, служил с 1900-х гг. по 1910-е гг. С октября 1912 г. вышел заштат. ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВ ЛИТВИНЦЕВ - запрещенный священник, служил псаломщиком, вышел заштат с 14 ноября 1913г. МАКСИМ САМСОНОВ ЗАСОРИН - служил с 1913 г. (5 детей -Венедикт, Михаил и Иван закончили Иркутскую Духовную семи­нарию, Александра, Елена - впоследствии вышла замуж за Хайдурова). ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ ГРУБАСЬ - настоятель, служил с 26 мая 1995 г. по 1 октября 1999 г. (Родился 22 мая 1966 г. Руко­положен 4 декабря 1994 г.) ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АГАФОНОВ - настоятель с 1 ок­тября 1999 г. (Родился 19 апреля 1965 г. Рукоположен 12 ноября 1995 г.) ДИАКОНЫ: СИМЕОН АФАНАСЬЕВ РЕЩИКОВ - служил на должности дьячка с 19 февраля 1878 г. по 1 января 1880 г. ЗАХАРИЙ ГАВРИЛОВ ЮГОВ - служил до дня смерти 5 декабря 1892г. Скончался на 32 году жизни, оставив жену и дочь 4 месяцев от роду. ВЕНИАМИН ГЕОРГИЕВ ПИСАРЕВ - служил до 22 августа 1904 г. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВ ДЕМИДОВ - служил с 26 августа 1904 г. по 1910-е гг.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Симеон Афанасьев Рещиков - исп. должность псаломщика с 23 марта 1860 г. до 19 февраля 1878 г., 29 ноября 1864 г. посвящен во стихарь, 5 июля 1868 г. во дьячка. Михаил Сукнев - исп. должность псаломщика до 5 апреля 1878г. Василий Илларионов - псаломщик до 2 августа 1902 г. Михаил Гавриилов Корнаков - псаломщик с 23 марта 1902 г. с сообщением в «ЗЕВ», что переводится на лучшее место за «усердие в обучении пению в церковной школе». Алексей Николаев Попов - псаломщик с 11 февраля 1902 г. по 1910-е гг. Гавриил Скорняков - окончил Читинскую миссионерскую вто­роклассную учительскую школу, псаломщик с 28 ноября 1913 г. по 12 декабря 1913 г. Затем откомандирован для пения в Архи­ерейском хоре. Иван Попов - псаломщик с 12 декабря 1913 г., 7 марта 1914 г. отчислен. Михаил Попов - псаломщик с 7 марта 1914 г.

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Гавриил Афанасьев Коровин - крестьянин, в 1863-1865 гг. Даниил Седунов - крестьянин, в 1869 -1871 гг. Прокопий Терентьев Портнягин - крестьянин, в 1893 1896гг. Козин Александр Захарович - с марта 1995 г. по 1996 г. Казьмин П.В - 1996 -2004 г. Лебедева В.П. - с 2004 г.

ЧАСОВНИ:

1. ГРЕМЯЧИНСК. Находится на кладбище, построена в конце XIX века (Архив НЛЦ).

2. ГУРУЛЕВО - во имя УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Находится на кладбище, построена в конце XIX века (Архив НПЦ).

3. ТАТАУРОВО. Находилась при станции.

4. На горе ИОАННОВОЙ.

«На утешение страждущим и скорбящим Господь благоизволил близ села Ильинскаго, на одной из гор, названной в честь Крестителя Иоанна - Иоанновою, открыть новый и чудный ис­точник милосердия и благости - святую икону честныя главы своего Угодника. По сохранившемуся в памяти народной преда­нию святая икона была явлена на горе в лесу в начале XIX века, по особому дивному указанию свыше. Незадолго до открытия св. образа в одном месте горы по вечерам в продолжении некотораго времени замечалось яркое горение свечи, заинтересовавшее местное население. Однажды одна благочестивая старушка Перова, помолившись Богу, решилась идти на то место горы, чтобы убедиться в чудном явлении света. И действительно, на счастие и общую радость народа, Перова, по указанию горящей свечи, обрела небольшую, писанную на дереве, икону с изображением главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна, которую, с благоговением принесши в село, передала в пользу приходскаго храма. Из чувства религиознаго почитания к новоявленному образу Угодника Божия православное население прихода имело обычай носить его для совершения молебнов по домам. Но с течением времени, быть может, от небрежнаго обращения со святынею, последняя скрылась во время свирепствовавших в окрестностях той горы и на самой горе лесных пожаров. Общее народное убеждение было то, что икона не сгорела, а находится в скрытом от людей месте, и как бы в подтверждение этой веры некоторые из сельских жителей снова стали замечать в одном месте горы подобие света. Явление это повторилось в Октябре 1900 г. Необходимо впрочем заметить, что по особому усмотрению Божию с явленной иконы была списана точная, только в больших размерах, копия, которая теперь хранится в верхнем храме за левым клиросом в приличном киоте под стеклом. На месте явления св. иконы дважды были сооружаемы деревянныя часовни, но первая из них сгорела во время лесного пожара в девятидесятых годах минувшаго столетия. Строителем ея был местный богатый купец Перов, имевший сотни рогатого скота, табуны лошадей и вообще немало всякаго в крестьянском хозяйстве добра. При жизни своей он славился на весь округ хлебосольством, так что некоторые из старичков до сих пор еще помнят, как на его счет ежегодно 25 мая готовилась общая для странников домашняя трапеза и сверх того для причта и почетных гостей особо на самой горе. Другая часовня была выстроена усердием прихожан и теперь от времени ветшает и постепенно разрушается. В 1901 году вместо ветхой деревянной часовни на частныя жертвы, а главным образом, на средства братьев Касьяновых, крестьян Поповой деревни Ильинскаго прихода, сооружается ка­менная часовня, о постройке которой в самом начале никто и не предполагал... Не думали об этом и братья Касьяновы, так как они, свято исполняя последнюю волю своего умершаго отца Евдокима... хотели построить лишь деревянную часовню где ни­будь при трактовой дороге или же в церковной ограде... Но с проведением великаго Сибирскаго железнодорожнаго пути массовое движение народа по главному тракту прекратилось, почему построенная при дороге часовня не достигала-бы, по мысли учредителей, своей благой цели. Таким образом, вследствие изменившихся обстоятельств братья Касьяновы, по совету и предложению местнаго священника, порешили воздвигнуть на Иоанновой горе каменную часовню... и вот Касьяновы, заручив­шись согласием священника, з 1898 году стали готовить потребный для постройки часовни материал; в с.Троицком подрядили крестьян приготовить к назначенному сроку восемь тысяч кир­пичей, купили извести и проч. В начале 1901 года крестьянин Кударинской волости и селения Филипп Ермаков составил проэкт плана предполагаемой к постройке часовни, который и был утвержден в феврале минувшаго 1901 года Преосвященным Мефодием, Епископом Забайкальским и Нерчинским. Пригласили из города Верхнеудинска мастера Суранова, который из готоваго материала, доставленнаго на место, взялся сложить часов­ню, исключая купола, выговорив себе плату 180 руб. На Фоминой недели приступили к делу. На месте закладки часовни в присутствии прихожан был отслужен водосвятный молебен, при этом почетные из них в основание фундамента клали по кирпичу, а некоторые из участников, по обычаю, броса­ли медныя и серебряныя монеты. До начала производства работ по приглашению местнаго батюшки, объявленному чрез сельс­ких властей по селам и деревням прихода, многие изъявили желание затаскивать на себе в гору кирпич и прочий материал, при этом общее усердие и религиозное воодушевление были настоль­ко велики, что некоторыя семейства в разное время поднимали по сто, - двести и более кирпичей, которые для удобства заноски накладывали в холщевые мешки; даже малыя дети от 5 лет в усердии хотели подражать взрослым, поднимая, на верх горы, имеющей 150 сажень высоты, куда без всякой ноши не легко бывает подняться, по кирпичику, по два и более. Таким образом общими силами народа весь необходимый материал был поднят на место в продолжении двух недель без затраты на то копейки денег. В этом по истине тяжелом египетском труде принимали близкое участие не только местное население, но и проходящие по тракту странники, которые, направляясь из Западной и Восточной Сибири по данному обету в Кяхту на поклонение чудотворной иконе Божией Матери, именумой «Споручница», по пути обыкновенно останавливаются на короткий срок в с. Ильинском, откуда, отслужив молебен пред образом честныя главы славнаго Пророка и Предтечи Господня, идут помолиться на Иоаннову гору... В воспоминание чуднаго открытия св. образа честныя главы Предтечи Господня и Крестителя Иоанна в Ильинском приходе установлено ежегодно праздновать 25 мая; в этот день право­славная церковь воспоминает событие 3-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, которое православным населением прихода почитается наравне с храмовыми и двунадесятыми праздниками. К этому дню жители Ильинскаго селения готовятся особен­но: метут улицы, чистят свои дома, моются в бане, одеваются в чистое белье и, в ожидании гостей и странников, готовят обильную трапезу. Еще накануне 24-го мая, проезжая рано утром или днем по тракту, можно встретить по дороге вереницы странников и стран­ниц, нередко с малыми детьми. Они, по обещанию побывать 25 мая на Иоанновой горе, идут в с. Ильинское из ближних и даль­них мест Забайкалья... Вся эта пестрая масса богомольцев, ра­зодетая в цветныя платья, по прибытии в село, размещается в крестьянских домах по несколько человек в каждом; здесь они находят радушный прием, пользуясь даровым ночлегом и пищею... На другой день утром с восходом солнца паломники уже со­бираются в церковь... В половине девятаго часа начинается бла­говест к литургии, совершаемый соборно, нередко при участии в служении настоятеля Троицкаго Селенгинскаго монастыря, от­куда к этому-же времени приезжают певчие... По окончании обедни тотчас открывается торжественный кре­стный ход на чтимую православным народом Иоаннову гору, на­ходящуюся от храма на разстоянии всего лишь двух верст. Туда, еще до окончания службы, уходят многие из странников и, в ожидании св. икон, с вершины горы разсматривают открываю­щиеся пред ними виды близ лежащих окрестностей... За селом тянется лентою прямая, как стрела, линия Забайкальской же­лезной дороги, которая, подходя к Иоанновой горе, делает тупой угол и, обогнув ее, снова вытянулась вдоль тракта... Впереди верст за восемь вниз по течению реки белеет Троицкий монастырь. На разстоянии полверсты, около самой железной дороги, на церковной земле более 20 лет стоят заброшенныя постройки упраздненнаго казеннаго этапа. Внизу у подошвы горы съехались продавцы пива и кваса для утоления жажды богомоль­цев. Между тем, пока одни из паломников погружены в созерцание картин природы, внимание других привлекает религиозная процессия, медленно двигающаяся по улицам деревни. На первом плане впереди процессии ярко сияют на солнце кресты и хоругви, за ними несут иконы, а позади идут священнослужители в ризах, народ и воспитанники Ильинской и Троицкой церковных школ, воспевающие на всем пути праздничные ирмосы и тропари... Чем ближе к горе, тем значительно круче и труднее становится подъем, много облегчаемый выкопанными по дороге ступеньками в земле. Достигнув вершины горы, где устроена часовня, народ располагается впереди и позади часовни, а св. образа ставятся в часовне, где совершается малое водоосвящение и молебны Пророку и Предтече Господню Иоанну. В конце общаго молебна народ, подходя к целованию животворящаго Креста, окропляется св. водою, при чем многие, по вере в целебную силу воды, пьют ее или помазывают глаза и кроме того стараются запастись ею на дорогу; но малый запас воды, по трудности заноски ея на гору, не может удовлетворить общему желанию паломников, почему при раздаче ея бывает обычная давка и суматоха. По окончании молебнов и возвращении крестнаго хода в церковь, странники после краткаго отдыха и вкушения пищи расходятся по домам и, радуясь, благодарят Бога и св. Угодника Его Иоанна - одни за то, что получили благодатное утешение и мир совести, другие за облегчение в телесных недугах и скорбях... Насколько вообще между православным народом благоговейно чтится святая память Пророка и Предтечи Господня Иоанна, можно судить по тем многочисленным надписям, коими испещрены бумажныя лоскутки, развешанные по часовне, и внутренния стены последней... По наблюдениям старожилов наплыв паломников 25 мая с каждым годом усиливается, что следует приписать особенному Промыслу Божию о спасении людей. Священник Н. Виноградов» («ЗЕВ», 1902, № 6, с.1-9).

С 1995 года в день 3-го обретения главы Предтечи и Крести­теля Господня Иоанна, 7 июня (25 мая по ст. ст.) начал вновь проводиться крестный ход. С 1998 г. крестные ходы стали про­водиться дважды в год - 7 июня и в сентябре - в день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

На этой странице использованы материалы из книги А.Д.Жалсараева "Монастыри и церкви Бурятии". Фото А.Козина и С.Атутова.
Hosted by uCoz