|
|||||||||
Прибайкальский район Республики Бурятия Краеведческий сайт, созданный журналистом А.З.Козиным
|
|||||||||
|
|
||||||||
Прибайкалье Прибайкальский краеведческий альманах Литературная карта Прибайкалья
Районная газета
История Прибайкальцы в Первой мировой войне Монастыри и церкви Прибайкалья
Культура Мастер по дереву В.И.Непомнящих
Природа
Партнеры
Сайты друзей
|
Памятники истории и культуры Прибайкалья
Прибайкальский район обладает богатым историко-культурным наследием. На государственной охране в районе состоят 38 памятников истории и культуры: 17 памятников истории, 11 памятников архитектуры и 10 памятников археологии. Два объекта имеют статус памятника федерального значения: Троицко-Селенгинский монастырь в с. Троицкое и могила декабриста И.Ф.Шимкова в селе Батурино. Памятниками республиканского значения признаны Спасская церковь в селе Турунтаево (1791-1818) и Батуринская Сретенская церковь (1813-1836). Исследование археологических древностей Прибайкальского района было начато в конце XIX века. Ссыльный польский повстанец ученый-геолог И.Д.Черский, занимаясь по поручению Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества описанием озера Байкал и прилегающих территорий, открыл стоянку древнего человека у деревни Кома. С тех пор много исследователей и целых экспедиций побывали в Прибайкальском районе, но систематического изучения археологических древностей здесь не проводилось. Лишь Бурят-Монгольская экспедиция под руководством А.П.Окладникова в течение 10 лет исследовала памятники каменного века, а с 1963 г. в связи с ожидавшимся подъемом воды, были предприняты некоторые спасательные меры на побережье озера. К настоящему времени всего в районе выявлено 39 археологических объектов различной степени сохранности, принадлежащих к нескольким культурно-хронологическим периодам от палеолита до средневековья. Среди самых интересных, с научной точки зрения, археологических объектов района - палеологические и неолитические поселения возле с. Острог и с.Покровка стоянки бронзового, железного веков возле с. Засухино, пещеры возле с. Турунтаево и погребально-поминальные комплексы возле с. Зырянск. Остальные памятники большей частью размещаются на песчаных дюнах побережья оз. Байкал и не содержат культурного слоя - археологические материалы располагаются прямо на поверхности и периодически поглощаются песком. Процесс разрушения этих объектов интенсифицировался с подъемом уровня воды в оз. Байкал. Многослойная стоянка каменного века «Острог» содержит три культурных горизонта располагается в З км западнее села на правом берегу реки Селенги в устье ручья Каштак на 10-15-метровой террасе. Экспедицией А. П. Окладникова на стоянке было зафиксировано древнее кострище и орудия палеолитического облика. На 3-5 метровых отметках от уровня р. Селенги были найдены материалы эпохи развитого неолита-изделия из кости и рога, керамика, каменные орудия-ножи, скребки, пластинки. В 2 км юго-западнее села Засухино на левом берегу реки Итанцы располагается стоянка бронзового века, зафиксированная в ходе предварительного археологического обследования Черемшанского кварцитового рудника. Культурный слой содержал бронзовые наконечники стрел, обломки бронзовых пластин, каменные орудия. В 1,5 км юго-восточнее мыса Безымянка в устье реки Налимовки на левом берегу располагается стоянка эпохи неолита - раннего железного века. Культурный слой содержал значительное количество керамики и угольные линзы. Аналогичные материалы были зафиксированы на стоянке Турка П (Ярцы Байкальские) в 10 км юго-западнее пос. Турка у поворота дороги в дер. Исток-Котокель в бровке карьера. В ходе работ по картированию памятников археологии в 1996 году в районе зафиксирован новый тип памятников - погребально-поминальный. В 1,5 км северо-восточнее с.Зырянск в пади Узкой ( на западном склоне г. Бочигар) обнаружены курганы, относящиеся к эпохе средневековья (VI-ХIV вв. н. э.). На поверхности курганы представлены задернованными насыпями камней диаметром 20-50 см, высотой 1,5-2 м. В 250 метрах севернее располагается второй пункт памятника. На северной окраине с.Турунтаево располагаются остатки плиточного могильника, оставленного скотоводами-кочевниками датируемого бронзовым - ранним железным веком. Как правило, сооружались подобные захоронения из крупных каменных плит, которые ставились вертикально в неглубокую прямоугольную яму, образуя каменный ящик. Плиточные могилы почти все разграблены в древности. В настоящий момент здесь сохранились лишь плиты трех могил, слегка возвышающиеся над поверхностью земли. В 2 метрах восточнее входа в пещеру располагаются наскальные рисунки, выполненные красной минеральной краской-охрой. Несмотря на плохую сохранность, прослеживаются антропоморфные фигурки, точки, характерные для петроглифов бронзового века («селенгинская техника»). На территории Прибайкальского района за период с 1988 по 1995 г. в ходе предварительного археологического обследования пяти планируемых к строительству объектов было установлено, что в зону строительных работ попадают два известных археологических памятника. В подобных случаях необходимо строго руководствоваться требованиями закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в части согласования с государственными органами охраны памятников проектов строительных, мелиоративных, дорожных, иных работ, которые могут привести к уничтожению археологических памятников. Для сохранения памятников возле с. Турунтаево и с. Острог необходимо выполнить проекты охранных зон археологических памятников. Земли, занимаемые археологическими объектами должны быть выведены из хозяйственного использования в соответствии со ст. 93 Земельного Кодекса Российской Федерации. Не допускается проведение строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ на территориях, занимаемых памятниками, и в их охранных зонах. В перспективе, при наличии финансовых возможностей, следует провести сплошное обследование территории района с целью выявления всех археологических древностей. Перспективными районами для будущих археологических работ являются долина р. Турки, исток р. Итанцы, оз. Колок. Учитывая плохую сохранность стратифицированных памятников-стоянок Безымянка VII (устье р. Налимовки) и Турка II (Ярцы Байкальские), необходимо проведение спасательных археологических раскопок. При разработке туристических маршрутов по Прибайкальскому району рекомендуется включить в план осмотра археологические памятники возле с. Турунтаево. По материалам историко-архитектурного обследования в поселениях района выявлено 120 объектов, представляющих историко-архитектурную ценность: 65 объектов рекомендованы на учет местных органов охраны памятников, а 55 обозначены как элементы ценной исторической застройки.
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В c.ТУРУНТАЕВО История Спасской церкви начинается с 1679 года, когда в устье Итанцы, на берегу Селенги, был построен Итанцинский острог на месте существовавшего до него зимовья. Позже, в 1706 году, при остроге была построена деревянная церковь Спаса нерукотворного образа, располагавшаяся вместе с 12 дворами жителей вне острога. Вскоре она сгорела, но была вновь отстроена. К концу 18 века церковь обветшала, к тому же в долине Итанцы образовалось много новых русских селений. В марте 1787 года Иркутской духовной консисторией был дан указ о строительстве новой Спасской каменной церкви в долине Итанцы. Местом для нее было выбрано не село Острожное, а Турунтаево. Церковь в Турунтаеве была заложена 10 июня 1791 года. Строительство ее велось под руководством мастера Феодула Ежакова. Оно затянулось, по бедности местного населения, почти на 30 лет и было завершено в 1818 году. Церковь ремонтировалась в 1829 и 1913 годах. В храме было два престола: во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя в главной «холодной» части и в честь святителя Николая Мирликийского в «теплом» приделе, который был освящен в 1800 году. Главным украшением интерьера служили иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой, старинные храмовые иконы и золоченая и серебряная утварь. Церковь имела богатую библиотеку. Храм был закрыт в 1927 году по решению сельисполкома «ввиду несостояния содержания и уплаты госналога». 18 марта 1939 года, в День Парижской коммуны, церковь была частично разрушена и полностью разграблена – иконы, старинные церковные книги и утварь были сожжены на костре, партийцы и представители власти не разрешили верующим взять что-либо из церкви. С 1939 года храм использовался как склад НКВД, а затем был передан под склад райпотребсоюза. Последние десятилетия не использовался для хозяйственных нужд. В 1991 году исполком райсовета утвердил районную программу «Возрождение», ставящую целью восстановление прибайкальских памятников истории и культуры. В 1995 году воссоздана православная община в с.Турунтаево. В апреле 2000 года начались работы по реставрации Спасской церкви в с. Турунтаево.Главным спонсором работ выступили вице-президент акционерного общества «СУАЛ-Холдинг» Владимир Ильич Скорняков, генеральный директор акционерного общества «Кремний» Вячеслав Анатольевич Федосенко, заместитель генерального директора акционерного общества «Кремний» Анатолий Павлович Борисов, генеральный директор акционерного общества «Черемшанский кварцит» Юрий Викторович Кузнецов, директор ТОО «Заречное» Анатолий Яковлевич Афанасьев.Руководили работами по реставрации Фонд социально-экономического развития района: директор фонда, зам. главы районной администрации Анатолий Петрович Думнов, заместитель – главный архитектор района Михаил Николаевич Мясищев, прораб фонда Иван Яковлевич Лебедев.Кровельные работы, установку крестов и маковок производил Сергей Павлович Бурмакин, отделочными работами руководили Ашот Санасарович Мкртчан и Юрий Петрович Беликов, ограждение территории храма – Барцев Михаил Николаевич и Буданов Алексей. Работа по восстановлению Спасской церкви в с.Турунтаево начата была по благословению епископа Читинского и Забайкальского Палладия, затем продолжалась под опекой владыки Иннокентия и завершена благополучно при правящем архиерее Евстафии.Деятельное участие в деле восстановления храма в прежнем величии принимал Благочинный Бурятского округа отец Олег (Матвеев) и настоятель прихода Спасской церкви отец Михаил (Литвинов).
ПЕТРОГЛИФЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА (Турунтаево). В среднем течении Итанцы, на отдельной изолированной скале в полукилометре к северу от центра с. Турунтаево, в 200 метрах от шоссейной дороги, ведущей в с. Карымск по бывшему тракту Улан-Удэ—Баргузин. Рисунки, выполненные красной охрой и датируемые эпохой бронзы - раннего железа. Занимают небольшую площадь скалы близ входа в пещеру, а также на левой стороне грота. Обнаруженные две композиции представляют собой комплексы рисунков птиц, человечков и пятен. Исследования прилегающей к пещере территории позволили обнаружить очажную каменную кладку округлой формы, где найдены остатки древесных угольков и. несколько крупных трубчатых костей. Обнаружено также много фрагментов сосудов и два скребка с туловом из сланца и халцедона.
ПЛИТОЧНАЯ МОГИЛА (Турунтаево). У подножья скалистого останца восточного, склона горы, находящейся в 1 км севернее центра Турунтаево. Кладка размером 1,30х1.80.
СТОЯНКА ХОЛЗАНОВКА Находится на правобережной пятиметровой террасе р. Итанцы, в двух километрах от Турунтаево. В глиняном карьере, врезанном в мысовидный участок террасы, найдена толстостенная керамика с плоским дном я оттиском ткани. Культурный слой сохранился отдельными участками. Стоянка обнаружена в 1963 году В. В. Свининым.
СТОЯНКА ЭПОХИ НЕОЛИТА И БРОНЗЫ Находится на частично разрушенной пашней террасе южного побережья о. Котокель, юго-западнее с. Баня. Первые сведения об археологических находках в этой местности были собраны в начале нашего века А. М. Станиловским. Позднее местные жители неоднократно сообщали о находках и передавали их — бронзовые и каменные изделия — в Бурятский краеведческий музей им. М. Н. Хангалова. В 1964 году здесь провели сбор подъемного материала П. Б. Коновалов и В. В. Свинин. Находки: фрагменты тонкостенной керамики с зубчатым орнаментом и без орнамента, ножевидные пластины, топор из сланца. Раскопок не проводилось. Находки хранятся, в Иркутском областном музее краеведения.
СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАТУРИНО (1813-1836). В феврале 1813 года прихожане Батуринской церкви решили «за ветхостью деревянной выстроить при том же месте каменную о двух приделах: первый, нижний, «теплый» — во имя Сретения Господа нашего; второй, верхний «холодный», — во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширину на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную же и палату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно». Закладка состоялась летом 1813 года, а само строительство растянулось, на годы. В сентябре 1829 года освятили нижний придел, а еще через семь лет, в августе 1836 года — верхний. Объемно-пространственная композиция церкви — двухэтажный вариант соединения по продольной оси объемов колокольни, трапезной, храма и алтаря. Его особенностью является компактность плана: трапезная одинаковой ширины с храмом, вместе они составляют прямоугольник (11х16,35 м.). Выступы колокольни и алтаря увеличивают длину здания до 27,7 метра, а площадка крыльца с сооружением наружной деревянной лестницы на верхний этаж— еще на 5,12 метра. При меньшей, чем обычно, разнице в ширине основной части и пристроен соединение их объемов получило большую слитность. Колокольня завершена шлемовидным покрытием с тонким шпилем, храм и апсида оканчиваются двухъярусными фонариками с маленькими луковичными головками, насаженными поверх сомкнутых сводов. Соперничество высотных объемов здесь выражено менее динамично. чем обычно. Устремленность вертикалей недостаточно активна и дополнительно сдерживается инертностью массы двухэтажной части, приземленность которой решительно, подчеркнута горизонталями карнизов. По характеру архитектурной обработки фасадов можно предполагать, что существовал проект, выполненный в концепциях барокко. Но ордерные построения архитектурного членения стены, мотивы обработки проемов и детали декора в ходе строительства упрощены и переработаны под углом традиционных представлений и в соответствии с реальными исполнительскими возможностями. Несомненно, этим обстоятельством объясняется сдержанный суховатый рисунок деталей, фантастический контур плоских декоративных пятен. И только там, где мастера отошли от следования новым для них образцам и вернулись к попытанным возможностям кирпичного узорочья (это чувствуется в обработке порталов нижнего и верхнего входа на западном фасаде колокольни), их фантазия получила свободу самовыражения. Церковь возведена из кирпича на бутовом фундаменте. Крыша железная. Конструкции, за исключением покрытий, в хорошем состоянии. Утрачен пристрой лестниц, ведших к входу в верхний храм. Здание отреставрировано в 1999-2000 годах. (Описание из книги Л. К. Минерта «Памятники архитектуры Бурятии». Новосибирск. Наука, 1983).
МОГИЛА ДЕКАБРИСТА И. Ф. ШИМКОВА Иван Федорович Шимков (1802—1836) — декабрист, бывший прапорщик Саратовского полка. Родился в с. Михневка в семье полтавского помещика. Летом 1825 года вступил в члены Общества соединенных славян и активно включился в его работу, вел пропаганду среди солдат. По приговору Верховного уголовного суда И. Ф. Шимков был отнесен к четвертому разряду государственных преступников и приговорен к 12 годам каторжных работ, в последующем сокращенных до 10, затем — до восьми лет. В Читинский острог поступил 17 марта 1827 года, в 1830 — переведен в Петровский завод. 25 января 1833 года по отбытии срока каторжных работ отправлен на поселение в с. Батурине Верхнеудчнекого округа, куда декабрист прибыл под надзор местной администрации второго февраля. В Батурине И. Ф. Шимков прожил всего три с небольшим года. Первое время он занимался чтением книг, переводами с французского сочинений общественно-политического, литературно-нравственного характера. Добивался перевода на другое место жительства. Получив 15 десятин земли, приступил к занятию сельским хозяйством и своим трудолюбием снискал уважение местных крестьян. Однако прогрессировавшая болезнь закончилась 23 августа 1836 года смертью Ивана Федоровича. Он завещал все оставшееся имущество невесте Фекле Батуриной, ухаживавший за больным декабристом. Похоронен И. Ф. Шимков в ограде Сретенской церкви. Первоначальный памятник состоял из деревянного двухступенчатою обелиска, высотой 1,75 метра и наклоненной к нему чугунной плитой с текстом: «Иванъ Федоровичъ Шимковъ. Родился 1803 года, скончался 1836 года. Претерпевший до конца той спасенъ будетъ. Отъ Матфея. Глав. X». По преданию, плита эта привезена и поставлена женой декабриста С. Г. Волконского, М. Н. Волконской. Памятник был обнесен деревянной оградой размером три на полтора метра. В канун 150-летия восстания декабристов министерство культуры провело реконструкцию памятника. Насыпан холм высотою в полметра, обрамленный двухступенчатым бетонным ограждением. В центре установлено мраморное надгробие, куда вмонтирована старая чугунная плита. К могиле ведет небольшая маршевая лестница. Памятник обнесен железной оградой.
СТОЯНКА БЕЗЫМЯННАЯ Археологические находки на дюнных холмах в устье речки Безымянной обнаружены вдоль восточного берега Байкала ее 181 по 184 километр левой стороны Баргузинского тракта. Найдено четыре пункта с разновременными археологическими находками. Пункт первый расположен на 181 километре между двумя песчаными массивами в устье речки Налимовка, низкий берег который сильно разбит прибоем Байкала. Культурный слой залегает на глубине около четверти метра и представляет собой черную углистую прослойку, в которой найдены остатки керамики, мелкие оббитые гальки желудные шлаки. Пункты второй-четвертый находятся на 182—184 км Баргузинского тракта, на 5—8-метровой террасе вдоль берега Байкала, выше устья речки Безымянной. Поверхность террасы сильно развеяна, культурный слой частично разрушен. Неолитический комплекс представлен керамикой, орнаментированной вертикальными отпечатками зубчатого штампа или оттисками сетки-плетенки, каменными изделиями — отщепами, кожевидными пластинами, скребками из галек кремнистого сланца и халцедона.
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ СТОЯНКА ЕЛОВКАНаходится на территории села Еливка, непосредственно на откосе бывшей шоссейной дороги на Мандрик. Каменные орудия труда и отщепы архаичных форм найдены в 1985 году в обрыве холма, на котором стоит' бетонный памятник воинам-землякам- Коллекции хранятся в секторе археологии Бурятского института общественных наук.
ПОСЕЛЕНИЕ МАНДРИКНаходится на левом берегу реки Селенги на 20-25-метровой террасе, в левой части сухого ручья перед старым подъемом на гору Мандрик. Найдены отщепы, орудия труда, кости животных. Обнаружено в 1949 году А. П. Окладниковым.
СТОЯНКА СОЛОНЦЫРасположена в километре ни запад от с. Исток (Котокельский), за мысовидным выступом горы на 5-метровой террасе оз. Котокель. Поверхность террасы частично распахана. Найдены фрагменты керамики, отщепы. Первые упоминания об этом местонахождении относится к 1902 году и принадлежат А. М. Станиловскому. В 1964 году стоянку посетил В. В. Свинин. Раскопок не проводилось. Коллекции найденных предметов хранятся в Иркутском областном музее краеведения.
СТОЯНКА УГОЛЬНАЯ ЯМА Находится в небольшом распадке полуметровой песчаной террасы на оз. Котокель в полукилометре от лесопункта и в четырех километрах от с. Исток (Котокельский). Культурный слой частично разрушен пашней. Здесь в местности «Угольная Яма» собрана большая коллекция орнаментированной керамики и отщепы. Местонахождение обследовано в 1962, 1963—1964 и в 1974 годах. Раскопок не проводилось.
СТОЯНКА ИСТОК-КОТОКЕЛЬСКИЙПункт первый находится на 3-5-метровой террасе северного побережья оз. Котокель, в центре с. Исток, у подножья горы. На месте стоянки размещены огороды, поэтому культурный слой частично потревожен. Находки: бронзовые ножи, керамика гладкостенная и с «веревочным» орнаментом, конические нуклеусы из халцедона и кремнистого сланца, отщепы, ножевидные пластинки. Пункт второй расположен на восточном склоне холма, находящемся между старым и современным руслами р. Коточик. Находки: керамика, грузила, песты, фигурки рыб. Пункт третий. На склонах холма на левом берегу старого русла реки Коточик. Здесь найдены бронзовые и железные предметы. Первые сведения о находках относятся к началу XX века. В 20-х годах здесь побывал Г. П. Сосновский. В 1963 и 1974 годах памятник был вновь обследован. Находки хранятся в Иркутском музее краеведения.
СТОЯНКА НА о. МОНАСТЫРСКИЙМонастырский (или Монахов) остров находится в юго-западной части оз. Котокель. В 1985 году здесь обнаружено три пункта разновременных поселении человека. Стоянка на северо-восточной окраине острова представляет собой песчано-гравийную косу, глубоко вдающуюся в озеро Котокель. Половина ее постоянно размывается и переотлаживается волнами озера. Другая, более высокая, состоит из давно заброшенной пашни и остатков старинной усадьбы. На песках найдено пять сильно скатанных фрагментов керамики, датировать которые не представляется возможным. На пашне поднят фрагмент тонкостенной керамики эпохи бронзы, орнаментированный отпечатками ткани в виде вытянутой сетки с мелкой ячеёй. Пункт второй находится в 150 метрах южнее предыдущего на заброшенной пашне, в центре бывшего рыбачьего поселка (ныне филиала турбазы «Котокель»). Найдены обломки сосудов разного времени. Тонкостенная керамика эпохи средневековья, выполненная на гончарном круге. Обнаружены также фрагменты сосудов эпохи бронзы и останки, относящиеся к неолиту. Третий пункт расположен в ста метрах южнее, на заброшенном огороде бывшего рыбацкого поселка. Найдено несколько фрагментов толстостенного сосуда, выполненного на гончарном круге, а также кости крупных животных. Другие ровные площадки в бухте острова, равно как и возвышенности и долины между ними не исследованы. Собранные коллекции хранятся в археологической лаборатории БИОНа.
КОМЕНСКАЯ СТОЯНКАНаходится на правом берегу реки Итанцы на пятиметровой террасе, в километре южнее села Кома и в четырех километрах от Селенги. Культурный слой частично разрушен пашней. На глубине 20-40 см от поверхности найдены фрагменты неолитической керамики, ножевидные пластины, наконечники стрел из камня. Первые сведения об этом памятнике принадлежат И. Д. Черскому. В 1948 году А. П. Окладников заложил на стоянке шурфы. В 1963 году И. Б. Коновалов и В. В. Свинин произвели здесь сбор материала. Коллекции хранятся в БФ СО АН СССР и в Иркутском музее краеведения. В селе Кома находится также памятник истории — амбар общественный «магазейн», в нем в недавние годы был расположен зерносклад колхоза. СТОЯНКА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (с. Мостовка) Находится на прибрежной З0-метровой террасе р. Селенги. в двух километрах от железнодорожного моста, в устье небольшого ручья. В толще супеси с остатками которой найдены крупные отщепы и оббитые гальки. Стоянка обнаружена в 1948 году А. П. Окладниковым.
. СТОЯНКА ПАЛЕОЛИТА (с. Острог) Находится па правом берегу Селенги в трех километрах выше села Острог, на 10-15-метровой песчаной террасе. Было обнаружено кострище, под которым найдены палеолитические орудия труда из гальки, а также каменные клинообразные орудия, скребки, заготовки для нуклеусов. Памятник открыт в 1948 году А. П. Окладниковым. В дальнейшем исследований не проводилось.
СТОЯНКА НЕОЛИТА (с. Острог) В ста метрах ниже предыдущего поселения. В слоях погребенной под песком почвы встречены кости животных, отщепы, каменные орудия труда, керамика, очажные камни, зуб лошади. Еще две неолитические стоянки близ Острога найдены также академиком Окладниковым в 1948 году. Одна находится на правом берегу Селенги в устье реки Итанца. Другая расположена в трех километрах ниже села Острог по правобережью Селенги на мысовидном террасовом уступе. Обнаружены керамика и каменные изделия.
ИТАНЦИНСКАЯ ПЕЩЕРА Пещера со следами жизни древних людей находится в 15 метрах ниже села Острог по правобережью Селенги в районе паромной переправы. В конце XIX века И. Д. Черский обнаружил здесь палеолитические орудия труда и остатки шкуры мамонта. В 1948 году А. П. Окладников нашел между большими блоками камня у входа в пещеру кости человека, а также предмет из рога, покрытый елочным орнаментом, и костяной наконечник стрелы. На глубине 25 см найдена скульптурка рыбы из белого мрамора, наконечник стрелы, рог быка, кости рыб, заготовки нуклеусов. В настоящее время пещера частично разрушена, в связи с реконструкцией шоссейной дороги на переправу.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бывший Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северозападнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое). Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 году, был освящен 31 января 1684 года. В мае 1685 года закончили вторую церковь во имя Николы Чудотворца. Строительство монастыря осуществлялось под руководством игумена Феодосия и сменившего его в 1694 году игумена Мисаила, фактически исполнявшего эти обязанности задолго до своего официального назначения. К 1690 году устройство монастыря по первоначальному плану было завершено. Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре пожары бывали неоднократно. Ими уничтожались постройки, имущество и документы. Крестьяне, селившиеся на монастырских землях с обязательством отбывания ряда повинностей, не были надежны. Дело крещения бурят вовсе продвигалось туго. Видимо, «святые отцы» не чувствовали себя в достаточной безопасности. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В конце XVII века в монастыре квартировал полк Ф.И.Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формированиями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы. К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников. В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 году Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли — отведенных первоначально, с 1704 года по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим' монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 году в связи с монастырской реформой («учреждением штатов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 десятин удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 десятин неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мельница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х годов Троицкий монастырь стал монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек. В конце XIX века в монастыре проживало до 25 человек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество». Первый, построенный в 16§3 году, деревянный Троицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские двери серебром оправлены...», К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с иконами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба сооружения неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало. Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Любопытно, что в описи 1690 года говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальнейшая судьба Никольской церкви и колокольни — неизвестна. Боевые часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь. Третья церковь — во имя Всех святых — над главными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена. Над) низким рубленым корпусом с воротами в средней части возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом. С восточной стороны к срубу примыкал пятиугольный пристрой абсиды. Позже с северной и западной сторон церкви была пристроена крытая галерея — паперть на каменных столбах. После сооружения в 18'30-х годах новой каменной ограды и каменного здания «святых» ворот с надвратной церковью старое деревянное здание ворот с надвратной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1870 году церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения. В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей второй половины XVIII века такой титул появляется, по-видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря. Сооружение взамен деревянного собора каменной церкви датируется 1785 годом. Она была построена «усердием майора Карпова», в качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца занимал одноэтажную более широкую часть здания. Видимо, именно строительство каменной церкви послужило основанием повышения статуса монастыря в 1830-х годах. Капитальным предприятием явилась и замена обветшалой деревянной ограды монастыря на каменную с угловыми башнями. Ограда начата постройкой в 1831 году и окончена в 1876 году. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на территории монастыря в ее северо-западном углу. Из этого мы можем заключить, что первоначально главные ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно, южном направлении, где стену расположили вдоль тракта, а главные ворота устроили по ее центру. Монументальное здание главных «святых» ворот с надвратной церковью во имя «Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» возведено в 1835 году. В 1841 году вместо сгоревшего деревянного западнее церквей было построено каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий. К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фундаменте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построенный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погребледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, .немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом. Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки: 1. Против главных ворот через улицу — построенное в 1888 году деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы с квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами — гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах. К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт, утративший во в горой половине XIX века свое прежнее значение. Вдоль тракта в свое время разрослось селение, образовавшееся из людей, поселенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX века в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и монументальной кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной: дороги, проведенной в этих местах в самом конце XIX века на расстоянии нескольких километров от монастыря. По-видимому, именно прокладка Транссибирской железной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома. Троицкая церковь, построенная в 1785 году «Усердием майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Ее главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания. Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7 см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы деревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 году церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х годах клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте — Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 года свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами. В теплом храме во время ремонта 1891 года перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты масляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по обе стороны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления. Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность, как памятник архитектуры XVIII века. Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки: Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, трапезная, угловые башни, амбар, ограда, келейный, настоятельский корпусы и корпус для послушников являются частью архитектурного ансамбля с унаследованным от древнерусского зодчества богатством силуэта, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались детским домом, затем психоневрологической лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган охраны памятников считает необходимым с целью сохранения и дальнейшего использования комплекса построек монастыря, являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Троицкий монастырь)Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О ее дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено в 1902—1903 годах при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность. Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно-пространственной композиции. Никольская церковь не имела колокольни. Ее объемно-пространственная композиция строится на постепенном нарастании в ширину и по высоте трех объемов: паперти, трапезной и собственно храма. Последний в данном случае, в отличие от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из-за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С востока к нему примыкает одноэтажный объем алтарной части. Общая длина здания составляла 33 м. Архитектурный облик Никольской церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых. По общей архитектурно-пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны. Такой же характер имеет высокий антаблемент с четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева. Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде является монументально оформленный дверной проем. Простое обрамление окон и полоса прямоугольных углублений на антаблементе — вот и все архитектурно-декоративные средства, помимо пилястр-лопаток и антаблемента. Криволинейный большого выноса карниз заимствован из архитектуры деревянного городского жилого дома, где он в годы строительства церкви являлся излюбленной деталью. Над карнизом возвышался пирамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши. В настоящее время все надстройки выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четырехскатную над двухэтажной и двухскатные над одноэтажными частями. Здание используется как столовая, красный уголок и под больничные палаты. Несмотря на утраты и перестройки, здание сохраняет определенный исторический и архитектурный интерес.
ЖИЛОЙ ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ (Троицкий монастырь)Настоятельские кельи располагаются западнее здания Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно представляет одноэтажный прямоугольный корпус, размером 18,3х14,0 м. Главным был симметричный относительно центральной оси восточный фасад, но парадный вход расположен с северного фасада. В 1890 г. к дому пристроили крытую галерею и каменную кладовую. Фасады дома скромны и выдержаны в традициях архитектуры городского' жилого дома первой половины XIX в. Для них определяющим элементом является спокойный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком выделяют средние три окна, над которыми деревянный оштукатуренный мезонин с балконом закреплял симметрию композиции. Скромный главный карниз с деревянной верхней частью, несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над окнами — вот и все остальные архитектурные средства, создающие в своей совокупности с белой стеной уютный и сдержанно-достойный образ. Хотя архитектурная композиция дома говорит о мастерстве автора, грубоватая наивность деталей убеждает, что строительство, видимо, осуществлялось без соответствующего надзора. Во внутренней планировке главным помещением, очевидно, являлась парадная гостиная, занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание приспособлено под палаты. Кирпичные оштукатуренные с обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша дома, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании. По анализу современного состояния дома можно утверждать, что в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила характерную для деревянной жилой архитектуры 1900-х годов форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г. к южному фасаду.
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МИХАИЛА (Троицкий монастырь)Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» занимает центр южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г. и представляет собой прямоугольный в плане корпус, разрезанный в своей нижней, двухэтажной части по центральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых помещения. Храм занимал среднюю часть третьего этажа. Архитектурно-пространственная композиция всего сооружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского классицизма. Двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, приставленным к стене, трактуется как основание для храма. Последний скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался массивный цилиндрический барабан второго яруса церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом, Структура стены барабана организована чередующимся рядом из четырех арочных проемов и четырех таких же декоративных ниш. Композиция фасадов здания выполнена в строгом соответствии с требованиями русского классицизма начала XIX века. На южном, обращенном на улицу, фасаде главным элементом является массивный с фронтоном портик из трехчетвертных колонн тосканского ордера. В среднем более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых — двери с крыльцами для входа в храм и часовню. Последняя «со святыми иконами и кружкой» размещалась в первом этаже с правой стороны. По центру третьего этажа между фронтонами рустованная арка окружила полуциркульное окно. Такие же полуциркульные проемы имелись во втором этаже боковых частей здания, перекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора композиция фасада построена аналогично. Отличие заключается в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера. Вся тщательно продуманная композиция здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект здания надвратной церкви, да и всей ограды с угловыми башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточности и наивности в их- прорисовке, несомненно, говорят о том, что сам автор не принимал непосредственного участия в строительстве. Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены с обеих сторон известково-песчаным раствором и побелены известью. Железные крыши были покрашены медянкою на масле. После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма был «разделан масляными красками, а стены клеевыми — благолепно». Большие ворота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы». В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш — асбошиферные; изменено заполнение проемов. В остальном здание в удовлетворительном состоянии. Несмотря на указанные утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.
ОГРАДА С УГЛОВЫМИ БАШНЯМИ (Троицкий монастырь)Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру - 699 м (330 саженей) территорию Троицкого монастыря, имеющего форму слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной церковью и деревянными угловыми башнями, пришедшую в ветхость. Строительство каменной ограды было предпринято в 1831 г., начиная с южной стены. В 1835 г, закончили здание «святых» ворот с надвратной церковью. Строительство велось на «скромные средства обители при помощи благотворителей». Завершено сооружение в 1876 г. при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена каменная ограда — проведена вся северо-восточная стена». По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной — склад извести и одна занята но хозяйству на конном дворе. Ограда представляет собой ритмический ряд из повторяющихся элементов: столбов и рустованной стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций. Убегающий ряд арок зажат горизонталями цоколя и нависающей массивной плиты карниза. Замковые камни и русты, рельефно чередующиеся в двух плоскостях, по контрасту с заключенными между ними гладкими поверхностями покружий арок и вертикальных полос столбов создают разнообразную и красивую игру светотени. Динамический бег аркатуры останавливается угловыми башнями и зданием ворот. Но при этом в архитектуре последних предусмотрены аналогичные криволинейные элементы, которые как бы переносят несколько задержанное движение на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представляют собой сооружения центрической композиции, по массе и пропорциям частей соответствующие их роли в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступенчатом основании с фигурными 'столбиками по углам возвышается восьмиугольный барабан, накрытый куполом с маленькой главкой и крестом. Массивность нижней части смягчена высокими арочными нишами. Наличие этих кривых создает взаимосвязь с аркатурой стены. Но в отличие от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана также декорирована аркатурой с чередованием проемов и ниш. Архитектура башен делает их самостоятельной, но неразрывной, частью стены. Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют в целом композицию южных, значительно уступают им по пропорциям и архитектуре. Они были сооружены менее капитально и в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю очередь, имеет вид простых участков каменной ограды между столбами. Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте и при высоте 4 м имеет ширину 1 м. Башни также выстроены на бутовом фундаменте при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) — 8,5 м. Кирпичные поверхности оштукатурены известковым раствором, Купола башен — деревянные конструкции с железной кровлей, покрашенной в зеленый цвет медянкой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 метров. В настоящее время две южные башни сохранились сравнительно хорошо. Сняты только кресты. Стена тоже в относительно хорошем состоянии. В 1880-х годах в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и "жилого назначения, а в 1902—1903 г, два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из-за неравномерной усадки дал крен и был укреплен контрторсами. В северо-восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее сохранившим первоначальный облик сооружением монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX века.
*** На государственной охране как памятники архитектуры местного значения состоят кладбищенские часовни в селах Гурулево и Гремячинск, жилые дома в селах Нестерове и Покровка, путевые казармы на станциях Татаурово и Мандрик. Все эти объекты, построенные в конце Х1Х-начале XX веков, выполненные из дерева, являются характерными представителями жилой, общественной и культовой архитектуры Забайкалья. Из общей среды исторической застройки их выделяют более выразительные пропорции и насыщенное декоративное убранство фасадов. Ценная историко-архитектурная застройка, принятая на учет местными органами охраны памятников, и объекты, формирующие качественную историческую застройку, свидетельствуют о высоком архитектурно-строительном уровне народных мастеров Прибайкалья. Сохранение этих объектов очень важно, так как именно они формируют индивидуальный облик поселений района. События революции и гражданской войны отражают три памятника: братская могила красногвардейцев, расстрелянных белогвардейцами в августе 1918 г. на станции Татаурово после падения Прибайкальского фронта, братская могила политзаключенных из Самарского поезда смерти, расстрелянных белогвардейцами в 1918 г. на ст. Мостовка и дом Ф.И. Шалаева в с. Югово, в котором размещалась подпольная большевистская организация и штаб партизанского отряда в годы гражданской войны. В 14 селах района установлены памятники воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В основном эти объекты выполнены без проектов, из недолговечных материалов, требуют замены на более высокохудожественные. Характеризуя историко-культурное наследие Прибайкальского района, с целью его дальнейшего сохранения и использования, необходимо передать объекты культовой архитектуры в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви при наличии в селах религиозных объединений. В связи с высоким статусом памятника архитектуры - Троицко-Селенгинского монастыря, возможностью его дальнейшего использования по первоначальному назначению, а также учитывая историко-архитектурную застройку с.Троицкое, разработать и утвердить историко-архитектурный опорный план села и проект охраны памятников и регулирования застройки. Учитывая градостроительную и композиционную целостность с.Батурино, историко-архитектурную ценность элементов застройки, хорошую сохранность планировочной структуры, администрации района необходимо внести предложение в Министерство культуры РФ и Министерство строительства и архитектуры РФ о включении данного поселения в список исторических населенных мест РФ. Утвердить проект зон охраны памятников, регулирования застройки и историко-архитектурный опорный план с. Батурино. Также необходима разработка проектов зон охраны на все памятники Прибайкальского района. Рекомендуется в перспективе замена существующих обелисков на месте братских могил красногвардейцев и памятников воинам-землякам на более высокохудожественные. Учитывая, что на государственном учете в основном находятся памятники истории советского периода, требуется провести научно-исследовательские архивные проработки по выявлению памятников «дооктябрьского» периода.
|
||||||||
© А.З.Козин. 2004-2016
|
|||||||||