Прибайкальский район Республики Бурятия

Краеведческий сайт, созданный журналистом А.З.Козиным

 

Besucherzahler

get married with Russian brides

счетчик посещений

Гостевая

English

Форум

 

E-mail

  

 

 

blog clocks информер времени

 

На главную >>>

 

Прибайкалье

Байкальская антология

Прибайкальский район

Все села Прибайкалья

Население

Особая экономическая зона

Турбазы и туризм

Курорты и источники

Топонимика Прибайкалья

Народные умельцы

Прибайкальский краеведческий альманах

Районная газета

Литературная карта Прибайкалья

Фильмы в Прибайкалье

Фотоальбом "Моя школа"

Байкальский форум

 

Районная газета

"Прибайкалец"-2014

"Прибайкалец"-2009. Архив

"Прибайкалец"-2010. Архив

"Прибайкалец"-2011. Архив

"Прибайкалец"-2012. Архив

"Прибайкалец"-2013. Архив

 

История

Остроги Сибири XVI-XVII вв.

Турунтаево: 310 лет

Из истории заселения края

Памятники истории

и культуры

Прибайкальцы в Первой мировой войне

Районная Книга Памяти

Православное Прибайкалье

Монастыри и церкви Прибайкалья

Декабристы

Е.К.Брешко-Брешковская

Итанцинский острог

Старинная архитектура

Котокельский образ

Николая Чудотворца

Из истории православного

Прибайкалья

Часовни Прибайкалья

Свято-Троицкий монастырь

Церковь Богоявления и

Иванова гора в Ильинке  

Спасская церковь

Сретенский монастырь

в с.Батурино

Сколько лет картошке?

 

Культура

Фольклор

Победный марш культуры

Герой-художник Г.Н.Москалев

Мастер по дереву В.И.Непомнящих

Выставка детского творчества

Новости библиотек

Библиотеки сегодня

Библиотека - информационный центр туризма

Мероприятия, акции

Проекты, сценарии, гранты

Интернет-центр

Краеведение в работе библиотек

ПЦПИ

Центр общественного доступа

к электронным ресурсам

Фотоинформация

Школа юного бизнесмена

 

Природа

Антология Байкала

Байкал

Всё о Байкале

"Миры" на Байкале 

Озеро Котокель

Озеро Колок

Туристические проекты

Целебные источники

Прибайкальский заказник  

Путевые заметки

Фотоальбом

Фотоальбом "Байкал"

Климат Прибайкалья

Рыбоводство

Озеро Котокель, турбазы

Курорты и санатории

 

 

Партнеры

 

Российская государственная библиотека



Каталог сайтов Arahus.com

 

Каталог Путешествий

 

 

Ссылки

 

  Сайты друзей 

Информационный портал

Baikal-Lake

Бичура

Кабанск

Тарбагатай

Хоринск

Иволга

 

Об авторе

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ ИТАНЦИНСКОЙ ДОЛИНЫ

Александр Козин, журналист
 

Большинство сёл в Прибайкалье неслучайно носит русские названия, поскольку были основаны русскими казаками-землепроходцами. Буряты, как исконные хозяева Забайкальского края, в давние годы, по-видимому, не очень охотно осваивали территории, которые лежат к западу от Хамар-Дабана. Причиной тому были: скотоводческий характер хозяйствования древних бурят, природные особенности Прибайкалья, в частности, Итанцинской долины - заниматься овцеводством, например, в Итанцинской долине было бы совершенно невозможно; отсутствие пастбищ, болотистая местность и непроходимая тайга с многочисленными в те времена хищниками делали эту территорию непригодной для кочевого скотоводства. Ко времени появления русских в Забайкалье многие территории оставались здесь неосвоенными, особенно места вроде нашей Итанцинской долины. Так что большинство сёл в Прибайкалье не случайно носит русские названия, поскольку были основаны русскими казаками-землепроходцами. Но есть и населённые пункты с бурятскими названиями, не говоря уже о других топонимах - названиях рек, озёр, хребтов, падей. И, как читатель помнит из предыдущих публикаций, бурятские названия поначалу носили и некоторые русские деревни (Улан-Чолотайская, Зохотайская, Синисутуйская, Халдзанова, Ангыр), некоторые из них и по сей день сохраняют эти названия. Значит, всё-таки не на пустом месте обосновались здесь русские землепроходцы - были в этой местности некие более-менее постоянные бурятские поселения. Даже название села Карымск связано с присутствием бурятского населения: ведь карымами называли потомков от смешанных русско-бурятских браков…

Как известно, Итанцинский острог был основан в 1679 году и в течение первых десятилетий играл важную роль в освоении края и даже во внешних сношениях Российского государства. Так, русский посол Ф.Головин в 1689 году останавливался в Итанцинском остроге и Свято-Троицком монастыре во время подготовки и заключения Нерчинского мирного договора с Цинской империей и принятия в том же году многими бурятскими родами российского подданства – «братские» люди видели в России спасителя от вражды с монгольскими князьями и от набегов китайских завоевателей. Между тем как «белый царь» обещал им свое покровительство и свободную жизнь на родовых землях Забайкалья. Правда, местные русские чиновники и военные не всегда понимали важность для России именно мирных и добрых отношений с бурятами и чинили местному населению нередко насилия и обиды.

В 1701 году, после многочисленных обращений в Нерчинское воеводство, Иркутское правление и к Тобольскому генерал-губернатору, многочисленная бурятская делегация из представителей 11 родов направилась к Петру I с петицией, в которой жаловались на притеснения со стороны Итанцинского острога, а также на разбойные набеги южных соседей, монгольских и маньчжурских вооружённых отрядов.

22 марта 1701 года был обнародован Указ Царя Петра Алексеевича. В нем Государь, в частности, отмечал: «…иноземцы (т.е. буряты – прим.А.К.) в Нерчинском уезде в Итанцинском зимовии многие годы служат с Нерчинскими старыми казаками за едино, радетельно, без пороку, и против неприятельских воинских людей бьются, не щадя голов своих; также и ясак в нашу, Великого Государя, казну платят по вся годы без недобору и с прибылью». Петр повелел вернуть бурятам их земли и родные кочевья по Селенге, Оне, Уде, Кодуну, Тугную, Курбе, Хилку, вплоть до границы с Монголией. Буряты были выведены из подчинения Итанцинскому острогу, и управление их делами передано в ведение Еравнинского острога с подчинением далее Нерчинску.

Царь принял строгие меры и в отношении приказчиков Итанцинского острога: «…а в Итанцинский острог посылать из Нерчинска прикащи-ков людей добрых, которые бы их, брацких иноземцев, от всяких обид оберегали и меж других людей в ссорах всякую расправу чинили в правду; а буде те прикащики учнут тем иноземцам или русским людям чинить обиды и разорения, или иноземцам и русским людям и в их расправах всякие оборони чинить не учнут, и тех прикащиков, наказав жестоко, от приказов отставливать, а на их места выбрать иных, их братью, добрых людей и приказывать им накрепко, буде они также учнут чинить, и им жестокое наказание учинено будет вдвое и сосланы будут в ссылку…».

Видимо, не случайно вслед за этим Указом Петра началось активное освоение Итанцинской долины, вслед за освобождением от русских поселений степных просторов по рекам Курба, Уда, Селенга, Хилок. Как уже отмечалось в статье по истории с.Турунтаево, опубликованной в №1 «Прибайкальца» за этот год, большинство селений по Итанце вверх от Острога основаны именно в 1702-1709 годах. Здесь хотелось бы остановиться на именах первых поселенцев этих деревень, в дополнение к уже напечатанной в «Прибайкальце» несколько лет назад статье «Коренные прибайкальцы, кто они?».

Приводим данные по документам, опубликованным в книге ученого-историка Л.Г.Орлова «Итанцинская Спасская церковь XVIII века» (изд-во БНЦ СО РАН, Москва, 2013), документ – «Исповедная роспись» Итанцинской Спасской церкви за 1737 год, т.е. это первое-второе поколения итанцинских поселений (приводим только имена глав семейств).
В Остроге числились 97 человек: священник Тит Григорьев, служилые Кирилл Батурин, Иван Марков, Данило Некрасов, Евдоким Гурулёв, Иван Лютиков, Иван Немиров, Анания Шангин, Григорий Голубцов, посадские Федул Седунов, Давыд Беликов, разночинцы Алексей Попов, Иван Плахин, Фёдор Гомзяков, Терентий Чечелинский, Петр Саловаров, Федор Кожин, Фёдор Бутаков, ясашные Евсей Гурулёв, Фёдор Лобанов.

В деревне Сохинской -65 человек: посадские Алексей Родионов, Семён Куликов, Никифор Фирсов, Яков Азин, Антон Коровин, крестьяне Семён Колмаков, Григорий Левантуев, Василий Колмаков, бездомовой Михаил Рудаков, ясашные плательщики Никита Гурулёв, Иван Петров.

В деревне Угрюмовой и Клочнёвой (они в Росписи даны одной строкой) проживало 65 человек - служилые Логин Добрынин, Иван Логинов, Константин Добрынин, крестьяне Фёдор Угрюмов, Иван Плеханов, Алексей Плеханов, Иван Баландин, Степан Левантуев, разночинцы - Роман Сергеев, бездомовые разночинцы - Афанасий Зайцев, его братья Степан, Тимофей и Михайло, ясашные плательщики - Гаврило Лютиков, Лука Конев.

В деревнях Засухинской и Турунтаевской (показаны также в одной строке) было 60 жителей - служилые Семён Кузнецов, Григорий Засухин, Александр Григорьев, посадские Савва Яковлевич Турунтаев, Герасим Мещенин, крестьяне Иван Батранин, Семён Коношёнкин, Григорий Андреевич Черепанов, Семён Патрушев, его сыновья Прокопий, Александр и Терентий, ясашный плательщик - Филат Бутаков.

В порядке отступления обратим внимание на такое обстоятельство: 14-летний Григорий Черепанов' был уже женатым человеком на 14-летней же Ирине, а отцу его Андрею было уже больше 90 лет, и жене его, матери Григория, было 50 лет. Однако в переписи именно 14-летний Григорий был обозначен главой семейства.

Заметим также, что в 1737 году в обеих деревнях (Засухинской и Турунтаевской) проживало 60 человек, то есть в каждой деревеньке было не более 5-6 домов, к тому времени они только начинали складываться. В числе 30 жителей деревеньки Турунтаевской был и Савва Яковлевич Турунтаев, по всей вероятности, он и есть первооснователь села Турунтаево.

Деревня Иркилицкая была в тот момент самым крупным селением итанцинской долины, там проживало 109 человек. Служилые – Афанасий Новосёлов, Дмитрий Кузнецов, Фёдор Кузнецов, 21-летний Степан Бородин был главой большого семейства (65-летний отец, шестеро братьев); крестьяне – Афанасий Помылев, его брат Григорий, Иван Филиппович Рантин, Лука Новосёлов, Осип Лютиков, Семён Воробьёв, Никифор Пономарёв, Пётр Приезжин, Василий Бурнашев, Аника Балаганский, Василий Стрекаловский, Иван Кулаков; ясашные плательщики – Иван Хвансиев, Иван Спирин, Конан Агадин.

В деревнях Верещагинской и Карымской проживало в 1737 году 105 человек обоего пола. Главы семейств: Иван Верещагин, Фрол Иванов, Василий Верещагин, Гаврило Верещагин, Никифор Южаков, Сидор Большаков, Леонтий Левантуев, Прохор Зеленовский, Петр Качинов, Егор Андронов, Гаврило Саранин, Моисей Петров, Алексей Полков, Тимофей Хмелёв.

В Зырянской деревне жили 41 человек, в основном крестьяне, два ясашных плательщика (Иван Бутков и Еремей Петров) да один бездомный разночинец Иван Пыжевников. Крестьяне – Иван Удачин, Косма Посшивленников, Борис Тарасов, Григорий Рудомётов.

В Утатайской деревне было 42 человека: семья Петра Пушкарёва (13 человек), семья Ивана Захарова (9 чел.), семьи Никифора Игумнова, Фёдора Шульгина, Ивана Патрахина, Василия Екимова.

В Ангырской деревне – 21 житель: семьи Михайла Барташова, Леонтия Носова, Афанасия Воротникова, Ивана Петухова и Антипа Анисина.

В деревне Батуриной проживало 27 человек: семьи Ивана Ельцова, Алексея Саломатова, Гаврило Батурина, Ивана Шустова, Петра Шехурова.

В деревне Толстопятова проживало 50 человек: семьи 107-летнего Михайл о Батурина, его сыновей Фёдора, Терентия, Ильи, Никиты (всего 31 чел.); ещё один Батурин Семён, также из служилых. А также крестьянин Иван Шукцов, разночинец Иван Исаков, ясашный плательщик Михайло Пелвин.

В деревне Нестеровой было 58 человек: семьи Афанасия Плюснина, его сына Степана, Сергея Титова, Егора Пушкарёва, Ильи Севергина, Матвея Захарова, Фёдора Щербакова, Данило Белоко-пытова, Парфения Шигутова, Ивана Тускина, Михайло Долгополова.

В д. Гурулёво (Огрылёво названа в Росписи) в 1737 г. числилось всего 15 человек: семьи Егора Гурулёва, Филиппа Ржаникова да Ивана Гурулёва.

В Наросинском урочище проживали семьи Василия Сахарова (Кислова), Фёдора Гладкова, Ивана Молчанова.

Наконец, в д. Бурдуковской жили семьи Фёдора Бурдуковского, его братьев Ивана, Аники, а также других родственников – Леонтия, Кондратия и семьи Степана Чухломина и Максима Жданова.

Дополнительные сведения о жителях Итанцинской долины через сто лет, в 1839 году (пофамильно), вы можете найти в «Прибайкальском краеведческом альманахе», №3-2008. Указ Петра I от 22 марта 1701 г. и договор русского посла Ф.Головина с представителями бурятских родов о переходе бурят в российское подданство от 1689 г. можно найти в полном виде в кн.: «Бурятия: Энциклопедический справочник. В 2 т. Т 2. – Улан-Удэ: ЭКОС, 2011. Похожим образом, но без документов, изложена история русско-бурятских отношений в кн.: «История Бурятии. В 3 т. Т II. – Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2011.

"ПРИБАЙКАЛЕЦ"
24 января 2014 года/ стр. 13


 

 

 

 

 

© А.З.Козин. Интернет-центр Прибайкальской районной библиотеки. 2004-2014