|
||||||||
Прибайкальский район Республики Бурятия Краеведческий сайт, созданный журналистом А.З.Козиным
|
||||||||
|
|
|||||||
Прибайкалье Прибайкальский краеведческий альманах Литературная карта Прибайкалья
Районная газета
История Прибайкальцы в Первой мировой войне Монастыри и церкви Прибайкалья
Культура Мастер по дереву В.И.Непомнящих Библиотека - информационный центр туризма Краеведение в работе библиотек
Природа
Партнеры
Сайты друзей
|
ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ ИТАНЦИНСКОЙ ДОЛИНЫ
Александр Козин, журналист Большинство сёл в Прибайкалье неслучайно носит русские названия, поскольку были основаны русскими казаками-землепроходцами. Буряты, как исконные хозяева Забайкальского края, в давние годы, по-видимому, не очень охотно осваивали территории, которые лежат к западу от Хамар-Дабана. Причиной тому были: скотоводческий характер хозяйствования древних бурят, природные особенности Прибайкалья, в частности, Итанцинской долины - заниматься овцеводством, например, в Итанцинской долине было бы совершенно невозможно; отсутствие пастбищ, болотистая местность и непроходимая тайга с многочисленными в те времена хищниками делали эту территорию непригодной для кочевого скотоводства. Ко времени появления русских в Забайкалье многие территории оставались здесь неосвоенными, особенно места вроде нашей Итанцинской долины. Так что большинство сёл в Прибайкалье не случайно носит русские названия, поскольку были основаны русскими казаками-землепроходцами. Но есть и населённые пункты с бурятскими названиями, не говоря уже о других топонимах - названиях рек, озёр, хребтов, падей. И, как читатель помнит из предыдущих публикаций, бурятские названия поначалу носили и некоторые русские деревни (Улан-Чолотайская, Зохотайская, Синисутуйская, Халдзанова, Ангыр), некоторые из них и по сей день сохраняют эти названия. Значит, всё-таки не на пустом месте обосновались здесь русские землепроходцы - были в этой местности некие более-менее постоянные бурятские поселения. Даже название села Карымск связано с присутствием бурятского населения: ведь карымами называли потомков от смешанных русско-бурятских браков… Как известно, Итанцинский острог был основан в 1679 году и в течение первых десятилетий играл важную роль в освоении края и даже во внешних сношениях Российского государства. Так, русский посол Ф.Головин в 1689 году останавливался в Итанцинском остроге и Свято-Троицком монастыре во время подготовки и заключения Нерчинского мирного договора с Цинской империей и принятия в том же году многими бурятскими родами российского подданства – «братские» люди видели в России спасителя от вражды с монгольскими князьями и от набегов китайских завоевателей. Между тем как «белый царь» обещал им свое покровительство и свободную жизнь на родовых землях Забайкалья. Правда, местные русские чиновники и военные не всегда понимали важность для России именно мирных и добрых отношений с бурятами и чинили местному населению нередко насилия и обиды. В 1701 году, после многочисленных обращений в Нерчинское воеводство, Иркутское правление и к Тобольскому генерал-губернатору, многочисленная бурятская делегация из представителей 11 родов направилась к Петру I с петицией, в которой жаловались на притеснения со стороны Итанцинского острога, а также на разбойные набеги южных соседей, монгольских и маньчжурских вооружённых отрядов. 22 марта 1701 года был обнародован Указ Царя Петра Алексеевича. В нем Государь, в частности, отмечал: «…иноземцы (т.е. буряты – прим.А.К.) в Нерчинском уезде в Итанцинском зимовии многие годы служат с Нерчинскими старыми казаками за едино, радетельно, без пороку, и против неприятельских воинских людей бьются, не щадя голов своих; также и ясак в нашу, Великого Государя, казну платят по вся годы без недобору и с прибылью». Петр повелел вернуть бурятам их земли и родные кочевья по Селенге, Оне, Уде, Кодуну, Тугную, Курбе, Хилку, вплоть до границы с Монголией. Буряты были выведены из подчинения Итанцинскому острогу, и управление их делами передано в ведение Еравнинского острога с подчинением далее Нерчинску. Царь принял строгие меры и в отношении приказчиков Итанцинского острога: «…а в Итанцинский острог посылать из Нерчинска прикащи-ков людей добрых, которые бы их, брацких иноземцев, от всяких обид оберегали и меж других людей в ссорах всякую расправу чинили в правду; а буде те прикащики учнут тем иноземцам или русским людям чинить обиды и разорения, или иноземцам и русским людям и в их расправах всякие оборони чинить не учнут, и тех прикащиков, наказав жестоко, от приказов отставливать, а на их места выбрать иных, их братью, добрых людей и приказывать им накрепко, буде они также учнут чинить, и им жестокое наказание учинено будет вдвое и сосланы будут в ссылку…». Видимо, не случайно вслед за этим Указом Петра началось активное освоение Итанцинской долины, вслед за освобождением от русских поселений степных просторов по рекам Курба, Уда, Селенга, Хилок. Как уже отмечалось в статье по истории с.Турунтаево, опубликованной в №1 «Прибайкальца» за этот год, большинство селений по Итанце вверх от Острога основаны именно в 1702-1709 годах. Здесь хотелось бы остановиться на именах первых поселенцев этих деревень, в дополнение к уже напечатанной в «Прибайкальце» несколько лет назад статье «Коренные прибайкальцы, кто они?».
Приводим данные по документам,
опубликованным в книге ученого-историка Л.Г.Орлова «Итанцинская
Спасская церковь XVIII века» (изд-во БНЦ СО РАН, Москва, 2013),
документ – «Исповедная роспись» Итанцинской Спасской церкви за 1737
год, т.е. это первое-второе поколения итанцинских поселений
(приводим только имена глав семейств). В деревне Сохинской -65 человек: посадские Алексей Родионов, Семён Куликов, Никифор Фирсов, Яков Азин, Антон Коровин, крестьяне Семён Колмаков, Григорий Левантуев, Василий Колмаков, бездомовой Михаил Рудаков, ясашные плательщики Никита Гурулёв, Иван Петров. В деревне Угрюмовой и Клочнёвой (они в Росписи даны одной строкой) проживало 65 человек - служилые Логин Добрынин, Иван Логинов, Константин Добрынин, крестьяне Фёдор Угрюмов, Иван Плеханов, Алексей Плеханов, Иван Баландин, Степан Левантуев, разночинцы - Роман Сергеев, бездомовые разночинцы - Афанасий Зайцев, его братья Степан, Тимофей и Михайло, ясашные плательщики - Гаврило Лютиков, Лука Конев. В деревнях Засухинской и Турунтаевской (показаны также в одной строке) было 60 жителей - служилые Семён Кузнецов, Григорий Засухин, Александр Григорьев, посадские Савва Яковлевич Турунтаев, Герасим Мещенин, крестьяне Иван Батранин, Семён Коношёнкин, Григорий Андреевич Черепанов, Семён Патрушев, его сыновья Прокопий, Александр и Терентий, ясашный плательщик - Филат Бутаков. В порядке отступления обратим внимание на такое обстоятельство: 14-летний Григорий Черепанов' был уже женатым человеком на 14-летней же Ирине, а отцу его Андрею было уже больше 90 лет, и жене его, матери Григория, было 50 лет. Однако в переписи именно 14-летний Григорий был обозначен главой семейства. Заметим также, что в 1737 году в обеих деревнях (Засухинской и Турунтаевской) проживало 60 человек, то есть в каждой деревеньке было не более 5-6 домов, к тому времени они только начинали складываться. В числе 30 жителей деревеньки Турунтаевской был и Савва Яковлевич Турунтаев, по всей вероятности, он и есть первооснователь села Турунтаево. Деревня Иркилицкая была в тот момент самым крупным селением итанцинской долины, там проживало 109 человек. Служилые – Афанасий Новосёлов, Дмитрий Кузнецов, Фёдор Кузнецов, 21-летний Степан Бородин был главой большого семейства (65-летний отец, шестеро братьев); крестьяне – Афанасий Помылев, его брат Григорий, Иван Филиппович Рантин, Лука Новосёлов, Осип Лютиков, Семён Воробьёв, Никифор Пономарёв, Пётр Приезжин, Василий Бурнашев, Аника Балаганский, Василий Стрекаловский, Иван Кулаков; ясашные плательщики – Иван Хвансиев, Иван Спирин, Конан Агадин. В деревнях Верещагинской и Карымской проживало в 1737 году 105 человек обоего пола. Главы семейств: Иван Верещагин, Фрол Иванов, Василий Верещагин, Гаврило Верещагин, Никифор Южаков, Сидор Большаков, Леонтий Левантуев, Прохор Зеленовский, Петр Качинов, Егор Андронов, Гаврило Саранин, Моисей Петров, Алексей Полков, Тимофей Хмелёв. В Зырянской деревне жили 41 человек, в основном крестьяне, два ясашных плательщика (Иван Бутков и Еремей Петров) да один бездомный разночинец Иван Пыжевников. Крестьяне – Иван Удачин, Косма Посшивленников, Борис Тарасов, Григорий Рудомётов. В Утатайской деревне было 42 человека: семья Петра Пушкарёва (13 человек), семья Ивана Захарова (9 чел.), семьи Никифора Игумнова, Фёдора Шульгина, Ивана Патрахина, Василия Екимова. В Ангырской деревне – 21 житель: семьи Михайла Барташова, Леонтия Носова, Афанасия Воротникова, Ивана Петухова и Антипа Анисина. В деревне Батуриной проживало 27 человек: семьи Ивана Ельцова, Алексея Саломатова, Гаврило Батурина, Ивана Шустова, Петра Шехурова. В деревне Толстопятова проживало 50 человек: семьи 107-летнего Михайл о Батурина, его сыновей Фёдора, Терентия, Ильи, Никиты (всего 31 чел.); ещё один Батурин Семён, также из служилых. А также крестьянин Иван Шукцов, разночинец Иван Исаков, ясашный плательщик Михайло Пелвин. В деревне Нестеровой было 58 человек: семьи Афанасия Плюснина, его сына Степана, Сергея Титова, Егора Пушкарёва, Ильи Севергина, Матвея Захарова, Фёдора Щербакова, Данило Белоко-пытова, Парфения Шигутова, Ивана Тускина, Михайло Долгополова. В д. Гурулёво (Огрылёво названа в Росписи) в 1737 г. числилось всего 15 человек: семьи Егора Гурулёва, Филиппа Ржаникова да Ивана Гурулёва. В Наросинском урочище проживали семьи Василия Сахарова (Кислова), Фёдора Гладкова, Ивана Молчанова. Наконец, в д. Бурдуковской жили семьи Фёдора Бурдуковского, его братьев Ивана, Аники, а также других родственников – Леонтия, Кондратия и семьи Степана Чухломина и Максима Жданова. Дополнительные сведения о жителях Итанцинской долины через сто лет, в 1839 году (пофамильно), вы можете найти в «Прибайкальском краеведческом альманахе», №3-2008. Указ Петра I от 22 марта 1701 г. и договор русского посла Ф.Головина с представителями бурятских родов о переходе бурят в российское подданство от 1689 г. можно найти в полном виде в кн.: «Бурятия: Энциклопедический справочник. В 2 т. Т 2. – Улан-Удэ: ЭКОС, 2011. Похожим образом, но без документов, изложена история русско-бурятских отношений в кн.: «История Бурятии. В 3 т. Т II. – Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2011.
"ПРИБАЙКАЛЕЦ"
|
|||||||
© А.З.Козин. Интернет-центр Прибайкальской районной библиотеки. 2004-2014
|
||||||||